Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову несколько картин, чтобы украсить кабинет начальника Донецкой железной дороги. Один из сюжетов, выбранный русским живописцев базировался на древней сказке о Медном, Серебряном и Золотом Царствах и красавицах-царевнах, поживавших там.
Любопытным является тот факт, что издавна молодых девушек прятали от посторонних глаз и запирали в палатах, замках, башнях, отдаленных избах и даже подземельях, чтобы избежать разных неприятностей.
Тем самым их хранили вплоть до замужества, чтобы передать ценное сокровище будущему супругу. Девушки ассоциировались как богатство и красота, спрятанные от чужого взора.
В сказках царевна Медного царства считалась старшей сестрой, и именно ее первой встречал герой народных сказаний. Затем он попадал в Серебряное царство и узнавал о средней сестре, которая была краше предыдущей, и напоследок – влюблялся в царевну Золотого царства, самую младшую и самую прекрасную из всех сестер, выводил ее на белый свет и женился на ней.
Васнецову понравилась эта концепция сказок, но он решил трансформировать ее, создавая собственный сюжет о природных богатствах, спрятанных в недрах щедрой Донбасской земли.
Так исчезла царевна Серебряного царства, старшая сестра стала царевной драгоценных камней, а младшая царевна стала средней. Чтобы девушек как и прежде оставалось три, Васнецов создает своего персонажа – царевну каменного угля.
На своей картине они изображает на фоне горы и вечернего розового неба. Безжизненный природный ландшафт, состоящий из острых вершин скал и огромных валунов, — мрачный и могущественный.
Три женские фигуры в своих богатых изысканных древнерусских нарядах выглядят весьма необычно среди этого дикого края. Красавицы томятся вдали от людских глаз и хранят свои богатства.
Царевна золота – весьма величава и надменна, гордая и холодная. Свои эмоции красавица скрывает под маской презрения и равнодушия.
Царевна драгоценных камней, старшая из сестер, несколько другой персонаж. Богатства ее царства гораздо ближе к поверхности земли и люди часто находили самоцветы на лугах и склонах и ее знакомство с родом человеческим более длительное.
Девушка с живым любопытством оглядывает все вокруг. Она – более простая, любознательная и приветливая, хотя ее одеяния сверкают огромных количеством разноцветных камней и гораздо богаче, чем средней сестры.
Самое скромное одеяние у младшей девушки – царевны угольного царства. Черное платье с короткими рукавами и скромными золотистого цвета узорами, длинный свисающий пояс и отсутствие роскошного кокошника – подчеркивают особенное положение этой темноволосой красавицы.
Ее кажущаяся простота подчеркивает то, что каменный уголь, не смотря на его невзрачный вид, очень ценный минерал, который дарит людям энергию и тепло.
Автор сочинения: Ирина Шастова