Главная » Живопись, Зарубежная живопись, Художники » Франческо Пармиджанино

Франческо Пармиджанино

Стилевое направление маньеризм сформировалось к началу 1520 годов на почве творчества итальянских живописцев.

Для мастеров маньеризма мир являлся трагедийным в своей основе, мистическим и непредсказуемым. Отсюда берёт начало высокая степень драматизма образов, преувеличенная экспрессия поз, борьба света и тени.

Пармиджанино, наряду с такими мастерами, как Понтормо и Джулио Романо, является ярчайшим представителем данного направления.

piramidgano

Пармиджанино (настоящее имя – Джероламо Франческо Мария Маццола), родился в 1503годув Парме. Юноша часто посещал пармскую церковь Сан-Джованни Эванджелиста, где был очарован фресками великого Корреджо. Творчество Антонио Корреджо оказало огромное влияние на молодого художника.

Отправляясь в 1523 году в Рим для изучения произведений Микеланджело и Рафаэля, Франческо взял с собой несколько своих картин. Среди них одна была очень необычной: юноша нарисовал автопортрет в виде отражения в выпуклом зеркале.

Антея

Антея


Антея (фрагмент)

Антея (фрагмент)

Картина была представлена папе Клименту VII и очень его поразила. Оценив дар молодого художника, папа поручил ему написать фреску на стене одного из ватиканских залов. Но художник не успел выполнить почётное задание.

В 1527 году войска испанского императора Карла V напали на Рим и разграбили город. Солдаты пощадили молодого художника, и Франческо удалось уехать в Болонью, где он занялся гравюрами со своих рисунков. Здесь судьба вновь решила испытать Франческо: все его рисунки были похищены.

piramidgano1

В 1531 году Франческо возвращается в родную Парму, где получает заказ на роспись церкви братства делла Стекката. Живописец не выполнил задание – уничтожил часть непонравившихся ему росписей, за что попал в тюрьму. После клятвенных обещаний выполнить задание Франческо был выпущен на волю.

Но он не схватил в руки кисти, а бежал из города. Поселившись в пригороде Пармы, художник скрывался некоторое время от своих работодателей. Франческо всё больше погружается в мир мистических переживаний, далёких от жизненных реалий.

piramidgano4

На смену изысканным образам его ранних картин приходят образы ирреальные, чаще всего непонятные зрителю эпохи Возрождения. Нарушается реальность пространства, искажается перспектива, сознательно игнорируются пропорции.

Сравнивая картины «Мадонна с розой» и «Мадонна с длинной шеей», написанные в разные периоды времени, можно увидеть, как изменился стиль живописца.

piramidgano5

Многие связывали подобную трансформацию с увлечением художника алхимией. Может быть поиски философского камня, а возможно, непреодолимое желание создать образ, которого ещё никто никогда не создавал, всё больше отдаляли талантливого живописца от тех вершин, которых он достиг ранее.

Однако этот болезненный разлом реального мира, абстрактная идеальность и недостижимое, и потому так трудно воспринимаемое духовное совершенство его новых образов, послужили основой формирования стиля барокко.

Умер Франческо Маццола в возрасте 37 лет от лихорадки. По другим данным, от отравления химическими веществами, используемыми для алхимических опытов.

Автор статьи: Ольга Пономаренко

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………