Главная » Живопись, Описание картин, Русская живопись » Христос и грешница. Сочинение по картине Поленова

Христос и грешница. Сочинение по картине Поленова

В.Д. Поленов

«Христос и грешница»

1888 год

Русский музей, Санкт-Петербург

Творчество Поленова развивалось преимущественно по двум направлениям. Как пейзажист и выдающийся педагог он стал непосредственным предшественником И.И. Левитана в создании интимного пейзажа настроения, и в этом, пожалуй, главное его значение в истории русской живописи.

Но, помимо пейзажа, Поленов много работал над картинами, в основе которых лежали религиозные сюжеты, создав и в этом жанре значительные произведения.

К разработке темы «Христос и грешница» Поленов обратился в 60-х годах. Относясь к евангельским легендам, как к реальным историческим событиям, он начал с изучения народной жизни, природы и архитектуры тех мест, где согласно текстам происходило действие, и в 1880—1882 годах предпринял путешествие по странам Ближнего Востока.

xristosigreshnitsapolenov

В Египте, Палестине, Сирии и Греции им было исполнено множество этюдов, многие из которых имеют совершенно самостоятельное художественное значение. Только после этого он приступил к работе над большим полотном, которое было закончено в 1887 году. Однако и после выставки художник еще вносил некоторые исправления, что отразилось на авторской датировке картины.

Мораль справедливости и ответственности за собственные поступки заложена в самом ее сюжете: к Христу, беседующему с учениками, толпа во главе с духовенством привела неверную жену, которую по обычаям и законам должно побить камнями.

Обращаясь к Христу с вопросом, виновна ли она, священнослужители провокационно рассчитывали возбудить против него фанатически настроенную толпу и получить возможность поступить с ним как с нарушителем закона. Но последовал спокойный ответ: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Обращение к совести, правда и человечность победили.

Использовав религиозный сюжет, Поленов наполнил его новым социальным смыслом. Христос в картине — не бог. Он трактован как бедный странствующий философ, не отличимый от окружающего его простого народа. В его ответе — призыв к гуманности и жизни по совести, против церковных догматов.

Когда Поленов создавал образ Христа, ему в числе других позировал его друг и ученик И.И. Левитан. Легендарное событие представлено художником как рядовая бытовая сцена, характерная для жизни восточного города. Реален прекрасно написанный пейзаж.

Все это переводит содержание картины в жанрово-психологический план, совершенно снимая элемент церковности. Это насторожило церковную цензуру. От Поленова требовали переделок. Стоял вопрос о снятии картины с выставки, предотвращенный неожиданным приобретением полотна царем Александром III.

Автор сочинения: Елена Рыженко

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………