Главная » Описание картин, Русская живопись » Воззвание Минина к нижегородцам. Описание картины Маковского К.Е

Воззвание Минина к нижегородцам. Описание картины Маковского К.Е

Константин Маковский.  Воззвание Минина к нижегородцам.

Холст, масло, 698×594 см. Государсвенный Русский музей, Санкт — Петербург.

Картина Константина Маковского Минин на площади Нижнего Новгорода,призывающий народ к пожертвованиям — одно из самых знаменитых патриотических произведений России. Эта картина уникальна тем

она является самым большим в России станковым полотном на тему отечественной истории, её размеры — 698×594 см. (около 40 м.кв. живописного полотна);

художник почти 20 лет обдумывал и 6 лет работал, прежде чем представить полотно зрителям;

только портретно решенных героев в картине свыше сотни !

Мысль о создании картины «Воззвание Минина» относится к 70-м годам XIX в. Но, после многочисленных неудачных попыток художник решил забыть о картине.

В 1891 году произошло событие, которое нравственно потрясло К. Маковского: Репин впервые показал публике свое историческое полотно — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В «Запорожцах», историческом групповом портрете, Маковский увидел так пленявшую его пульсацию жизни. В картине было столько энергии, вольнолюбия, что вдохновившись Маковский решил снова попробовать написать картину на давно волновавшую его тему о воззвании Минина к народу.

Летом 1891 года Маковский приезжает в Нижний Новгород. Здесь, на месте событий, Маковский читает многочисленные летописи, рукописные своды, всматривается в могучие древние башни кремля, старинные извилистые улочки, неповторимый пейзаж города. Всё это разбудило творческое воображение художника, и оно пробьет толщу веков. Так и произошло. Нижний Новгород преподнес Маковскому бесценный подарок — вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины.

Художественная интуиция не обманула Маковского. Позднее историки доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Художник оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа.

В Маковский сделал этюд Ивановского съезда. Каменная церковь XIX века на этюде уступила место легкой старинной деревянной постройке, характерной для XVII века, что сразу привнесло в картину аромат древности, ощущение исторической правдивости . То же самое можно сказать об Ивановской башне кремля. Вместо надстройки с четырехскатным покрытием появилось затейливое навершие в духе башен Московского Кремля.

Маковский сделал и ряд портретных зарисовок. В июне 1891 года он жил в гостинице Блиновского пассажа на улице Рождественской. Окна его номера выходили на шумные нижегородские пристани, где во множестве толпились люди разных сословий: приезжавшие со всех сторон в крупнейший торговый центр России заводчики, купцы, ремесленники, крестьяне, просто праздная публика, босяки, опустившиеся личности и сильные, мускулистые грузчики, обладавшие статью былинных героев. Густая разношерстная толпа давала богатый материал для впечатлений, для поиска того или иного типажа, характера, интересного лица.

Воззвание Минина к НижегородцамВ Нижнем Новгороде Маковский познакомился с художником А. О. Карелиным, у которого была собрана одна из лучших в России коллекций народного искусства и предметов быта: национальные одежды, старинные ткани, иконы, изделия ремесленников. Шкатулки, ларцы, укладки, штофы, подсвечники, кубки, изображённые «Воззвании Минина» не только указывают на определённую эпоху, но и являются «действующим лицом» картины. Ведь нужно было показать конкретную реализацию патриотического порыва нижегородцев — их приношения.

Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов — первый взрыв народного патриотизма.

Крупномасштабное полотно, общая площадь которого составляет более 40 квадратных метров, было закончено в 1896 году и впервые показано на выставке в Нижнем Новгороде. В основу сюжета положены реальные факты, имевшие место в сентябре 1611 года.

На полотне изображено раннее осеннее утро. На тревожный звон колоколов на самую оживленную площадь города – Торговую площадь Нижнего посада – собрался весь нижегородский люд. Здесь, с импровизированной трибуны, земский староста Нижнего посада Кузьма Минин обращается к народу с призывом жертвовать деньги на ополчение, чтобы очистить Московское государство от иноземных врагов.

Архитектурный фон картины – башни величественного Нижегородского кремля – при всей внушительности не может заслонить огромную людскую массу. Кузьма Минин наделен всеми качествами подлинного народного героя. Страстная его речь находит отклик в сердцах людей разных возрастов и сословий. Через образы отдельных персонажей К. Маковский ярко изображает эмоциональную приподнятость, возбуждение народа.

Картина «Воззвание Минина к нижегородцам» получила неоднозначные оценки современников, да и сегодня вокруг этого произведения не утихают споры. Конечно, неустойчивость мировоззренческих взглядов художника видна невооруженным глазом. К. Маковский был далек от суриковского историзма с его талантом через призму прошлого понимать суть проблем современности.

С другой стороны, в картине К. Маковского явно чувствуется дыхание истории. Это настоящее эпическое произведение, в котором передана массовость и размах освободительного движения в России, это настоящая поэма во славу величия русского народа.

Источник: http://letopisi.ru/index.php 

 

 

2 комментария

  1. Анастасия:

    Интересно хоть кто нибудь знает кто такой Минин??? Просто у всех на слуху Минин и Пожарский а вот кто они, не думаю что много знает!!!

    • Фёдор:

      Мне кажется что это позор жить в городе Нижний новгород и нечего не знать о Минине

      И Пожарском. Не так ли это Анюта Шанжипова?..

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………