Главная » Описание картин, Русская живопись » Весенний вечер. Ольха цветет. Описание картины Саврасова

Весенний вечер. Ольха цветет. Описание картины Саврасова

Весенний вечер. Ольха цветет.
1880-е. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Существует три направления пейзажной живописи передвижников: естественный или «шишкинский», лирический или «саврасовский», и декоративный или «куинджиевский». В 90-ые годы XIX века получило свое развитие лирическое направление пейзажа.

«Нет у России своего выразителя, — говорил Саврасов. — Стыдимся мы еще родины, как я с малолетства стыдился своей бабки-побирушки. Тихая была старушенция, все моргала красными глазками, а когда померла, оставила мне икону Сергия Радонежского. Сказала мне напоследок «Вот, внучек, учись так-то писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты». А на иконе были изображены травы и цветы — самые наши простые цветы, что растут по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником. Вот какая оказалась хитрая бабка! Я в то время писал акварели на продажу, носил их на Трубу мелким барышникам. Что писал — совестно припомнить. Пышные дворцы с башнями и пруды с розовыми лебедями. Чепуха и срам. С юности и до старинных лет приходилось мне писать совсем не то, к чему лежала душа… Сколько я написал видов Петергофа и Ораниенбаума — не сосчитать, не перечислить. Мы, нищие, благоговели перед великолепием. Мечты создателей этих дворцов и садов приводили нас в трепет. Куда нам после этого было заметить и полюбить мокрые наши поля, косые избы, перелески да низенькое небо. Куда нам!.. Работает же во Франции замечательный мастер Коро. Смог же он найти прелесть в туманах и серых небесах, в пустынных водах. И какую прелесть! А мы... Слепые мы, что ли, глаз у нас не радуется свету. Филины мы, филины ночные. Куриная слепота, чепуха и срам!» (Из монографии Константина Паустовского).

Саврасов был тончайшим лириком. Его лучшие картины походили на российскую поэзию и музыкальные пьесы Чайковского.

В его весенних пейзажах природа начинает пробуждаться, воздух становится более теплым, во всем словно чувствуется аромат весны. Он изображает красоту российской природы, бедные сельские хижины, и все это напоено тонким вибрирующим весенним светом.

Для весенних картин Саврасова характерны удивительная теплота и задушевность созданного мастером пейзажного образа, мягкость и тонкость живописного решения. Вглядываясь в эти картины мы словно погружаемся в мир сложнейших чувств и переживаний автора, открывающего для зрителя не только тихую прелесть ранней весны, но и собственное сердце.

Саврасов призывал своих учеников не только изображать природу, но и учиться чувствовать ее и показывать это чувство на картине. Ученики Саврасова продолжили его «пейзаж настроения», и самым ярким из них был Исаак Левитан.

Вот как писал Левитан о творчестве своего учителя: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Источник: http://www.tanais.info/art/savrasov6more.html

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………