Главная » Описание картин, Русская живопись » Вечер на Украине. Описание картины А.Куинджи

Вечер на Украине. Описание картины А.Куинджи

Архип Куинджи. Вечер на Украине.
1878. Холст, масло. 81 x 163.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

В 1870-е годы рядом с народническим нравственным идеалом достаточно крепко укоренился эстетический гуманизм. Все более утверждалась идея цветения жизни как в литературе, так и в искусстве. Богатейшие красоты природы стали источником не только восторженного вдохновения, но и наслаждения, чего недоставало прежнему передвижническому пейзажу. Историческая ошибка русской демократической эстетики, признававшей только тусклые серенькие пейзажи, была преодолена.

Перестав скорбеть о мрачной российской действительности, Куинджи воспринял жизнь как благо и в своих работах наслаждался сочностью природных красок, таинственностью лунной ночи, яркостью вечереющего дня, живым дыханием грозовых стихий и слепящим солнечным светом. Но Куинджи не просто воспроизводил на холсте красоту и богатство природы, как это делали Шишкин или Владимир Орловский, но преображал эту красоту в формах, расходящихся с достоверностью натуры.

Куинджи открыл новую страницу романтического искусства, начало которому было положено картинами «Вечер на Украине» (1878), «Лунная ночь на Днепре» (1880), и позднее во многих других картинах.

В картинах Куинджи — полнейшая отстраненность от всяких бытовизмов. В его пейзажах присутствует вечность — некий фактор времени. За земными сюжетами видится непоколебимый покой мироздания, оттеняющий обыденную жизнь. Мир Архипа Куинджи словно онемел пред очами небесных светил. Вместе с тем, его медлительные пейзажи вполне земные и человечные. Искусство всегда хранит тайну, неохотно от себя отпускаемую. Пейзажи Куинджи завораживают. Их магическая красота до конца не раскрываема. В бездонной глубине его искусства всегда остается нечто, что не поддается измерению. Сила интуиции позволила художнику проникнуть в недоступное.

Привыкший к мглистым краскам, Крамской писал Третьякову о картине «Вечер на Украине». «Я совершенный дурак перед этой картиной». Крамской не считал картину впечатлением художественного порядка. Он не мог принять свечения красок, полагая, что это не цвет, а физиологическое раздражение в глазу.

Но именно особый колорит, до той поры так активно в русском искусстве не применяемый, стал средством достижения красоты. Форсированный цвет заявил о появлении новой эстетики, расходившейся с демократической эстетикой Николая Чернышевского, Дмитрия Писарева и некоторых передвижников. Их представления, исходившие из социальной значимости искусства для русской жизни, упускали из виду специфический предмет искусства, который уравнивался в правах или подменялся такими науками, как социология, история, социальная психология.

Между тем феномен искусства возникает не благодаря идейному содержанию, а посредством художественной формы, творящей новую реальность — искусство. Выступая в качестве идеолога передвижничества и художественного критика, Крамской смягчал крайности. Уделяя внимание художественной выразительности, предпочтение он отдавал внутреннему содержанию, корням, душе предмета изображения. Однако он утверждал, что предмет изображения располагается в сфере безрадостной российской действительности, и именно эту действительность следует изображать на холсте.

Источник: http://www.tanais.info/art/kuindzhi11more.html 

 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………