Главная » Описание картин, Русская живопись » Сочинения по картинам Репина. Отказ от исповеди. Арест пропагандиста

Сочинения по картинам Репина. Отказ от исповеди. Арест пропагандиста

Перед исповедью.

Илья Репин.Отказ от исповеди 
(Перед исповедью).
1879—1885. Холст, масло. 48 x 59. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1878 году, только переехав в Москву и поселившись в Большом Трубном переулке, Репин создает картину «Арест пропагандиста».

К работе над новым вариантом картины И.Е.Репин приступил в 1880, завершил ее в 1889; в 1892 художник внес в картину частичные изменения, переписав фигуру сидящего в глубине мужика и лицо девушки в проеме двери.

Графические эскизы картины, исполненные в 1879, находятся в ГТГ (бумага, графитный карандаш, растушка) и в ГРМ. Живописные этюды, исполненные в 1879, — в Музее личных коллекций ГМИИ и в РГОХМ, исполненный в 1883 — в Дальневосточном музее.

В общей сложности на картиной художник работал 14 лет. Варианты, наброски композиции, перемены в числе действующих лиц бесчисленны. Здесь любимая стихия Репина. Художник дышит революцией.

Видел ли он сцену, подобную той, что изображена на картине? Мы не знаем, возможно, и видел. Но участников этой сцены видел точно: жандармов; филера (старое название полицейского агента); следователя, читающего бумаги; дюжего дворника (недавнего крестьянина), который держит за плечи юношу студента; старых и малых, собравшихся в избе послушать слово правды. Видел Репин и усыпанный бумагами пол, вспоротую подкладку чемодана… А самое главное: знал и любил людей, подобных главному герою его картины, пропагандисту.

Прообразом главного героя был студент-естественник Николай Вентцель. Несколько его портретов – карандаш и масло – «предвидят» дальнейшую жизнь Николая Николаевича в живописи Репина.

Этот же изящный образ напоминает лицо заключенного в тюрьме, а может, и приговоренного к смерти из картины «Отказ от исповеди».

В первом номере журнала «Народная воля», который Репин прочел в Петербурге, в ноябре 1879 года, было напечатано стихотворение Николая Минского «Последняя исповедь». Приговоренный к казни отвечает священнику, вошедшему к нему, чтобы принять покаяние:

Пусть будет так! Услышь же ты, старик,
Предсмертное раскаянье мое!
Прости, господь, что бедных и голодных
Я горячо, как братьев, полюбил…
Я кафедру создам из эшафота
И проповедь могучую безмолвно
В последний раз скажу перед толпой!
Как надо жить, тебя не научил я,
Но покажу, как надо умирать. 

Илья Репин. Арест пропагандиста. 
1880—1889, 1892.
Дерево, масло. 34,8 x 54,6.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Шесть лет шла работа Репина над картиной. Но тему он будет продолжать еще очень долго. В 1913 году он напишет тот же сюжет акварелью и введет в изображение строку стихотворения, прочитанного быстро и тайно тридцать пять лет назад. Процитирует он на память почти точно: «Грех! Бедных и голодных, как братьев, я любил».

Закончив «Отказ от исповеди» в 1885 году, через год Репин дарит свое произведение поэту, вдохновившему его. Минский показал полотно Стасову, ведь именно Владимир Васильевич давал Репину читать тот журнал «Народная воля».

Стасов пишет: «Илья, я вне себя – не то что от восхищения, а от счастья! Я получил сию секунду Вашу «Исповедь». Наконец-то я эту вещь увидел, в то же мгновение выпросил, вымолил себе фотографию у Минского. Наконец-то, наконец-то я увидел эту картину. Потому что это настоящая картина, какая только может быть картина!!!.. Она для меня в первую секунду вступила в казнохранительницу всего, что только есть для меня дорогого и важного от искусства: «Бурлаки», «Крестный ход», «Не ждали»… Вот что мне от нынешнего искусства надо; это то, что мне от него дорого и бесценно!.. Только у Вас, Сурикова, да у Верещагина в целой Европе я нахожу те глубокие ноты, с которыми ничто остальное в искусстве несравнимо – по правде, по истинной перечувствованности до корней души. Я помню, как мы с Вами вместе лет десяток тому назад читали «Исповедь» и как мы метались, словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные. Ну, вот у такого только чувства и бывают такие художественнее всходы потом. Все остальное без такого «ужаления» ложь, вздор и притворство в искусстве…»

В девяностых годах, когда Илья Ефимович уже будет хорошо знаком с поэтом Минским, тот напишет о Репине: «Всяким настроениям он предпочитает идеал подвига, не подвижничества, а именно подвига, протестующего, шумного, главное, несомненного, соединенного с очередной жертвой. Герои, изображенные Репиным, живут в мире освободительных идей… Это – просветители и преобразователи, это – борцы».

Источник: http://www.tanais.info/art/repin86more.html 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………