Главная » Живопись, Описание картин, Русская живопись » Шестикрылый Серафим (Азраил). Картина М.Врубеля

Шестикрылый Серафим (Азраил). Картина М.Врубеля

Михаил Александрович Врубель

«Шестикрылый Серафим (Азраил)»

1904 год

Русский музей, Санкт-Петербург

 

Врубель — выдающийся, высокоодаренный колорист и рисовальщик — принадлежит в числу самых крупных мировых живописцев.

Своей живописью он надолго опередил время, в котором жил. Его самобытное, отмеченное глубоким своеобразием искусство проникнуто романтической приподнятостью, поэтической взволнованностью, экспрессией.

Творчество художника несло в себе отпечаток сложных современных исканий в плане символизма и монументально-декоративного стиля. Все ограниченное, узко-бытовое, приземленное было чуждо Врубелю, мыслившему большими философско-этическими категориями.

Страдавший от мещанства и косности, пронизывавших русскую жизнь 1880-х годов — периода жесткой политической реакции, Врубель видел долг художника в том, чтобы разбудить душу «от мелочей будничного величавыми образами».

shestikriliserafimvrubely

Присущее художнику стремление нести своим искусством в мир добро и красоту нашло воплощение в теме пророка и серафима, характерной для исканий последних лет творческой жизни.

Образ пушкинского серафима ( по стихотворению «Пророк»), рассекшего мечом грудь пророка и вложившего в нее «угль, пылающий огнем», дабы он мог «словами жечь сердца людей», преображенный вдохновением художника, предстает в полотне «Шестикрылый Серафим (Азраил)».

Ангел с неподвижным взглядом огромных глаз и сомкнутыми устами, в поднятых руках которого застыли меч, змея и пылающее кадило, кажется каменным изваянием. Вместе с тем его облик полон необычайной духовной силы, экспрессии, горения.

«Шестикрылый Серафим», писавшийся в клинике для душевнобольных, между приступами тяжелого недуга (поверх неоконченной композиции «Пасхальные голоса»), — последнее крупное произведение Врубеля.

Это своеобразный реквием (Азраил — ангел смерти), в котором с необычайной силой сказался могучий живописный темперамент художника. Точно самоцветы, светятся изнутри краски, положенные широкими мазками, придающими изображению сходство с мозаикой.

Доминируют любимые Врубелем синие и фиолетовые тона, взятые в полную силу звучания. Подобно многим другим произведениям Врубеля, «Шестикрылый серафим», отличающийся монументальностью формы и цвета, плоскостностью построения, внешней статичностью при большой внутренней динамике и напряженности, решен как декоративное панно.

Поиски большого стиля, возвышенный характер образов, романтико-символическое содержание, сложно-опосредованная связь с современностью, присущие произведениям Врубеля, характеризуют основную направленность живописи начала XX века.

Автор сочинения: Елена Рыженко

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………