Главная » Описание картин, Русская живопись » Портрет художника И.Н.Крамского. Описание картины И.Репина

Портрет художника И.Н.Крамского. Описание картины И.Репина

Илья Репин. Портрет художника И.Н.Крамского.
1882. Холст, масло. 94,5 x 74. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

И.Е.Репин впервые услышал об И.Н.Крамском еще до приезда в Санк Петербург и поступления в ИАХ, когда летом 1863 с иконописной артелью расписывал церкви в селе Сиротино Воронежской губернии. Их знакомство состоялось зимой 1863 в Рисовальной школе ОПХ, которую Репин посещал перед поступлением в ИАХ и где в гипсовом классе голов преподавал Крамской. Он оказал на творческое и нравственное взросление Репина серьезное влияние. Репин был активным посетителем «четверговых» вечеров Артели художников, возглавляемой Крамским. Художников связывала многолетняя переписка.

После смерти Крамского Репин опубликовал воспоминания о своем учителе и старшем друге. Глава в «Далеком и близком», посвященная Ивану Николаевичу Крамскому, имеет драгоценный подзаголовок: «Памяти учителя». Любовь к людям и миру, которая живет в каждой строке репинских мемуаров, здесь ожигающее горяча. Илья Ефимович рассказывает о том, «делать жизнь с кого» решил в своей трудной юности.

Крамской преподавал рисовальщикам в школе, называемой «у Биржи».

«…Я увидел худощавого человека в черном сюртуке, входившего твердой походкой в класс… Какие глаза! Не спрячешься, даром что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах; серые, светятся. Вот он остановился перед работой одного ученика. Какое серьезное лицо! Но голос приятный, задушевный… Что-то он мне скажет?1 А сегодня у меня идет как-то пестро и грубо… Вот он за моей спиной…
— А, как хорошо! Прекрасно! Вы в первый раз здесь?
У меня как-то оборвался голос, и я почувствовал, что не могу отвечать.
Он перешел к подробностям моего рисунка, очень верно заметил ошибки, и мне показалось, что он меня как-то отличил… Он дал мне свой адрес и пригласил побывать у него. Меня в краску и в пот ударило».

Через несколько дней Репин решился зайти к Крамскому на Шестую линию Васильевского острова. Того не оказалось дома. Несколько часов томительного ожидания, и опять неудача. В третий приход Крамской оказался дома:

«- А, знаю, знаю, вы приходили уже два раза, — прозвучал его надтреснутый, усталый голос… — Это доказывает, что у вас есть характер… Уж мы напьемся чаю вместе, раздевайтесь.
Это было сказано так радушно, просто, как давно знакомому и равному человеку». Благодатная атмосфера первого вечера с усталым Крамским станет отныне тем волшебным репинским воздухом, что сохранится в письмах и мемуарах многих и многих современников, бывавших у Репина за многие годы его жизни. Во время первого чаепития с Крамским обсуждался вопрос – служить ли идее или «мамоне». «Все это было для меня такой новостью, — пишет Репин, — было сказано с таким чувством и так просто, что я едва верил ушам своим…
Он сам был возбужден своими идеями… и все более и более увлекался живой передачей вечных истин нравственности и добра.
Утомления его давно не было и помину; голос его звучал, как серебро, а мысли, новые, яркие, казалось, так и вспыхивали в его мозгу и красноречиво звучали… Я был глубоко потрясен…
Далеко за полночь… я засуетился и опять вспомнил об его усталости.
Он сам посветил мне по черной лестнице…
С этого времени я часто ходить к Крамскому и боялся только, чтобы ему не надоесть».

Портрет полон лирической нежности. Печальный образ уже больного, много вынесшего молча, большого человека. Из маленьких светлых мазков вылеплено сияющее лицо с глубокими очами; дивной формы голова; раскрыты гордые слабые плечи.

Крамского рисовал и писал Репин много раз. Кого же именно? Ивана Николаевича, своего учителя, «посветившего по черной лестнице»? Вожака великого Товарищества? Усталого, изнемогшего в борьбе за жизнь пожилого человека? Нет. Репин писал творца, художника. Он воплощал образ уникального в своем роде портретиста, чье искусство оказало в репинской юности формирующее влияние.

Источник: http://www.tanais.info/art/repin33more.html 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………