Главная » Живопись, Описание картин, Русская живопись » Портрет Хрущовой и Хованской. Описание картины Левицкого

Портрет Хрущовой и Хованской. Описание картины Левицкого

Живописная сюита «Смолянки» кисти Дмитрия Левицкого состоит из семи портретов, на которых изображены девять воспитанниц Императорского воспитательного общества – первого в Европе закрытого учебного заведения для благородных девиц, которое было основано по указу Екатерины II в 1764 году при Воскресенском (Смольном) монастыре. По замыслу императрицы институт был призван «воспитывать новую породу людей» – галантных и высоконравственных. Большое внимание при обучении уделялось эстетическому воспитанию посредством литературы, танцев, пения и музыки. Воспитанницы также изучали физику, химию и астрономию и должны были знать три иностранных языка – итальянский, французский и немецкий.

Портреты смолянок были заказаны Левицкому самой императрицей и создавались им с 1772 по 1776 год. Однако художник отходит от обычной схемы, принятой в жанре парадного портрета, вводит сюжет и пишет портреты-картины, своего рода оды цветущей жизнерадостной юности, в которых девушки не просто позируют, а как бы легко и естественно «живут» в окружающей их театральной среде.

Уникальность этих портретов еще и в том, что они представляют собой ансамбль, основанный как на единстве содержания, так и художественных приемов, чего до этого не было ни в России, ни в европейском искусстве.

Детская увлеченность игрой и актерское лицедейство соединяются с подростковой резвостью Хрущовой и угловатой грацией Хованской, изображающих непринужденно заигрывающего Кола (12-летняя Хрущова) и смущенную кокетливость Нинетты (11-летняя Хованская), героев французской пасторали.

Фигура «пастушка» воплощает мужское начало, что подчеркнуто цветом. Его темный серо-стальной кафтан оттенен матовым золотом отделки, а покрывающая копну черных волос широкополая шляпа великолепно соответствует смуглому, почти мальчишескому лицу с его характерными, выразительными чертами. «Пастушку» же с головы до ног заливает волна света, кажущегося теплым благодаря обилию розового цвета в ее одежде. Румянец залил ее щеки, и от смущения она не знает, куда девать руки.

Источник: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/919f1174-f259-4e6b-8ee7-964278f473a6/71968/

 

 

1 Комментарий

  1. вот это было время!столько выдающихся художников,стилей.любо-дорого посмотреть их работы,понять её суть,то,о чём думал автор об этом произведении.понять,что хотел передать нам,будущему поколению,какую тайну.сейчас таких авторов можно посчитать на пальцах одной руки.и очень мало людей,готовых воспринимать и понимать это искусство,во всех его красках и смыслах.а ведь от этого становится так грустно на душе.

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………