Главная » Живопись, Описание картин, Русская живопись » Портрет Нелидовой. Описание картины Левицкого

Портрет Нелидовой. Описание картины Левицкого

Один из портретов живописной сюиты «Смолянки» кисти Дмитрия Левицкого, на котором изображена Екатерина Ивановна Нелидова, воспитанница Императорского воспитательного общества – первого в Европе закрытого учебного заведения для благородных девиц, которое было основано по указу Екатерины II в 1764 году при Воскресенском (Смольном) монастыре. Это была одна из лучших учениц Смольного, Екатерина II любила ее за веселый нрав и живой ум. По окончании института была определена фрейлиной к великой княгине Марии Федоровне, жене наследника Павла Петровича. Фаворитка Павла I, после его воцарения – камер-фрейлина двора. Несмотря на то, что полностью контролировала распределение высших постов в империи, отличалась бескорыстием и часто выступала заступницей перед Павлом. После появления новой фаворитки Лопухиной переехала жить в Смольный монастырь. Заступничество за императрицу, которую Павел хотел выслать в Холмогоры, привело к высылке Нелидовой из Петербурга.

Портреты должны были представлять девушек в том виде, в котором они пленяли двор и высшее общество Петербурга в праздничные дни своих выступлений в Смольном институте. Екатериной II было высказано пожелание, чтобы на холстах оказались запечатленными их мастерство в области танца, музыки, театрального искусства, чтобы было показано совершенство присущих им изящных манер, равно как и обаяние их нравственных обликов. Нелидова изображена в роли служанки-госпожи в одной из комических опер. Она танцует, кокетливо глядя на зрителя, она прекрасно знает, как молода, как хороша собой и обаятельна, как замечательно и грациозно она умеет танцевать.

Жанр портрета, избранный Левицким, не имеет аналогов ни в русском, ни в западноевропейском искусстве XVIII века. Общепринятая форма репрезентативного портрета была нарушена уже тем, что в них был введен элемент действия, имеющего определенную целевую направленность и потому принципиально отличного от тех движений, которые отличают человеческие фигуры на привычных парадных портретах. Все в портрете Нелидовой строится на почти неуловимом и парадоксальном сочетании детского и взрослого, естественного и маскарадного, серьезного и забавного и прочих нюансах гибкого, рассчитанного на тонкое разгадывание замыслов. Условность, связанная с ситуацией намеренного позирования, прекрасно «уживается» с той естественной грацией, которую с удовольствием наблюдает художник.

Левицкий виртуозно передает ткань и шитье платья. Владеет богатейшей гаммой зеленого цвета и его оттенков. Портретисту дороги в картине не только каждая черточка лица, поворот фигуры, но и любая мелочь, свет и тень, переливы ткани, прозрачное кружево фартучка и едва различимые на заднем плане условные театральные декорации. В портрете отсутствуют сложные аксессуары. Здесь главенствует не декоративное начало, а образ человека, данный в ясной и четкой композиции и тонкой живописной гармонии.

Источник: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/919f1174-f259-4e6b-8ee7-964278f473a6/71968/

1 Комментарий

  1. Да замечательный был художник, такую красивую картину написал передал всю жизнь этой женщины на холсте, чувственный художник знающий свое дело на 100%. Ведь были раньше такие таланты, все очень замечательно.

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………