Главная » Описание картин, Русская живопись » Портрет композитора М.П.Мусоргского. Описание картины Репина

Портрет композитора М.П.Мусоргского. Описание картины Репина

Илья Репин. Портрет композитора М.П.Мусоргского.
1881. Холст, масло. 71,8 x 58,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Знакомство И.Е.Репина и М.П.Мусоргского состоялось в самом начале 1870-х при содействии В.В.Стасова, до отъезда Репина в качестве пенсионера ИАХ за границу.

Илья Ефимович любил Модеста Петровича, преклонялся перед его даром… Быть может, он и не поехал бы в феврале 1881 года из Москвы (где начал «Запорожцев») в Петербург, на вернисаж передвижников, если б не весть о смертельной болезни «Мусорянина». «…Прочитал я в газете… что Мусоргский очень болен, — пишет Репин Стасову. – Как жаль эту гениальную силу…»

Модеста Петровича он нашел в Николаевском военном госпитале, слабого, но надеявшегося на выздоровление и ожидавшего дня именин. Однако особым своим зрением Репин увидел: дело плохо.

Он решил осуществить давнишнюю мечту – оставить потомкам портрет музыканта. Четыре дня – все светлое время темного петербургского февраля – Репин проводит в палате Модеста Петровича. Тот встает, надевает казенный халат с красными отворотами, присаживается то на стул перед голубоватым окном, то на широкий холодный подоконник. Во время портретных сеансов тихо – Мусоргский и Репин слушают друг друга молча.

Страдающее, прощающееся с жизнью и песней, открывшее синие очи в последнем взгляде на все дорогое смотрит на нас лицо Мусоргского в портрете Репина – жемчужине русской портретной галереи. Мусоргский слышит свою музыку – вот сюжет этого холста, произведения героического и монументального, хотя оно излучает нежность, даже интимность художнического чувства.

Любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал впоследствии Крамской о портрете Мусоргского.

16 марта М.П.Мусоргский скончался. Деньги, полученные от Третьякова за портрет, Репин пожертвовал на памятник композитору. 22 марта 1881 Репин спрашивал Стасова: «Получили ли Вы 400 р., которые не хотели взять тогда на нужды нашего милого друга Модестиуса покойного. Я не мог их держать даже у себя; так они меня тяготили!.. Неужели же я стану торговать или эксплоатировать как-нибудь изображением такого человека».

На выставке «9-я ТПХВ 1881—1882» в Санкт Петербурге портрет был помещен после открытия выставки, состоявшегося 1 марта, и в каталог не попал.

Офорт с портрета исполнен И.Е.Репиным в 1886 в связи с установкой надгробного памятника Мусоргскому в Александро-Невской лавре в Санкт Петербурге. Репин гравировал портрет в мастерской В.В.Матэ, пользуясь его инструментами и указаниями.

Источник: http://www.tanais.info/art/repin31more.html 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………