Брюллов Карл
«Портрет графини Ю. П.Самойловой, рожденной графини Пален, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини».
приблизительно 1842 год
Парадный портреты для Брюллова — форма яркого декоративного зрелища, которое сочетает элементы сюжетности, действия обогащают характеристики человека, придавая изображению на портрете черт жанровой картины. В парадном портрете ярко подчеркнуты романтические устремления живописца.
Таким произведениям обязательно сопутствовало восхищение, любование моделью. Не случайно Брюллов был разборчив в выборе портретируемых. С Ю.В.Самойловой, женщиной, независимого и сильного характера, которая была известной в то время покровительницей-меценато
Графиня восторгалась художником, была высокой ценительницей его таланта. С именем Самойловой связаны многие работы Брюллова.
Художник написал ее портрет с приемной дочерью Джованиной и арапчонком (находится в США), изобразил ее облик в образе матери, прикрывающей собой детей в «Последнем дне Помпеи», написал образы двух воспитанниц Самойловой в знаменитом полотне «Всадница».
Портрет, хранящийся в Русском музее — последний значительный шедевр Брюллова и один из лучших образцов его парадных портретов-картин, которые отличаются приподнятым, романтическим настроением. В нем удачно сочетается репрезентативность образа с его жизненной конкретностью. Брюллов изобразил свою героиню в центре холста, одетую в карнавальный костюм королевы.
Фоном служит объемный театральный занавес, который отделяет ее от остальных участников бала. Точка зрения, выбранная мастером, гордая царственная осанка женщины, ее рассеянный, обращенный вдаль взгляд, спокойный и легкое движение руки, обнимающей хрупкую девочку, — все эти детали подчеркивают ее исключительное положение среди людей, уникальность ее характера.
Романтическая необыкновенность образа раскрывается в смелой по яркости цветовой гаммой. Широко и обобщенно написанный фон, где желтоватые тона заднего плана переходят в ярко-красный цвет театрального занавеса, который вступает в контраст с черными, как смоль волосами Самойловой.
В обрамлении волос контрастно выделяется написанное мягко и пластично лицо. Особенно звучны, интенсивны красные, синие, белые пятна одежды.
Сюжетный элемент этого портрета-картины не поддается в настоящее время точному раскрытию. По этому поводу интересно высказывание самого Карла Брюллова: "Это не просто маскарад, а — «маскарад жизни».
Воспевать красоту индивидуальности, неповторимой и прекрасной женщины — основная задача этой картины, блестяще исполненная мастером.
Автор сочинения: Рыженко Елена