Главная » Живопись, Русская живопись, Художники » Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой. Боровиковский

Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой. Боровиковский

Владимир Лукич Боровиковский

«Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой»

вторая половина 1790-х годов

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Боровиковский — величайший живописец-портретист конца XVIII и начала XIX столетия. Он был родом из украинских казаков, рисованию изначально учился у своего отца, который был иконописцем в Миргороде, с конца 1780-х годов работал в Петербурге, где пользовался большой известностью.

Художник был всецело поглощен живописью: «Я занят трудами моими непрерывно, — писал он, — мне потерять час превеликую в моих обязанностях производит расстройку».

До самого недавнего времени считалось, что на портрете Арсеньевой изображена жена генерал-майора Н.Д. Арсеньева, бывшего начальника штаба у А.В. Суворова.

portretborovikovski

Однако в годы, когда писался портрет, ей было почти сорок лет, и она была матерью нескольких детей. Путем сопоставления различных данных удалось установить, что на портрете изображена ее дочь Екатерина, в то время молодая девушка.

В 1796 году она стала фрейлиной, впоследствии была замужем за чиновником довольно высокого ранга П.Ф. Козловым.

О молодости Арсеньевой говорят и юные черты лица, и неподдельная радость, и живое выражение лица, и даже «пастушеская» соломенная шляпка, вошедшая тогда в моду. Новой моде соответствуют также простое белое платье, покроем напоминающее античный хитон.

В руке у девушки персик, который еще раз подчеркивает юность и свежесть модели. Внешность девушки очень русская — круглое лицо с мягкими чертами, немного курносый нос, слегка раскосые глаза.

Прекрасно показан ее характер — легкий и жизнерадостный. Пейзажный фон, введенный Боровиковским в портрете, как бы призван подчеркнуть наивную неискушенность молодой девушки, далекой от светской суеты, живущей в атмосфере «простых радостей» сельской жизни.

Портрет превосходен по живописи. Тончайшая моделировка формы сочетается в нем с мягкой воздушностью письма, «фарфоровая» гладкость фактуры — с виртуозной артистичностью и легкостью мазка.

Боровиковский внес в портретную живопись новшества: усиленный интерес к миру чувств и настроений, подчеркивание нравственных достоинств человека. Одной из сторон своего творчества он был близок направлению, вошедшему в историю под названием сентиментализма.

Писатели и поэты-сентименталисты превозносили права людей углубляться в свою духовную жизнь, получать душевное начало в общении с природой. Ими высоко ценились натуральность и искренность. Боровиковскому эти течения казались близкими и именно их он наиболее ярко выражал в женских портретах.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………