Главная » Живопись, Русская живопись, Художники » Поленов В.Д

Поленов В.Д

Поленов Василий Дмитриевич был рожден 20 мая (1 июня по новому календарю) 1844 года в Петербурге. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был и археологом, и историком, а также библиографом, но помимо этого он вел активную политическую деятельность, а именно принимал участие в подготовке специальных реформ, которые помогли освободить крестьян. Мать юного Поленова, Мария Алексеевна, являлась внучкой известного на тот момент архитектора Н. Львова, еще в молодости мать Поленова занималась портретом, помогал ей в этом один из учеников Карла Брюллова – К. Молдавский, а также писала детские книги. Атмосфера, которая пронизывала весь родительский дом, так и подталкивала юного Поленова к увлечению науками и живописью. Елена Поленова, сестра замечательного живописца тоже стала довольно известной художницей, после она занялась активным творчеством, а также участвовала в становлении нового русского искусства XX века.

С начала 1859 года Поленов становится учеников мастера П. Чистякова, тогда он еще являлся студентом Академии художеств. Стоит отметить, что сам Чистяков является значимой фигурой в русском искусстве второй половины XIX века, он преподавал живопись многим известным русским художникам того времени, после того, как стал профессором Академии. Многие его ученики вспоминали его с теплотой и благодарностью. Еще в то время, Чистяков часто говорил о необыкновенном таланте Поленова, его замечательном умении составлять тона так, что сам Чистяков не смог бы.

Когда Поленову было около 10 лет, родители приняли решение отвезти сына в имениеИмоченцы в Олонецкой губернии, это место можно назвать местом встречи маленького Поленова и природы. С этого момента, Поленов становиться преданным служителем и обожателем природы на всю оставшуюся жизнь. Именно отсюда Поленов отправился учиться в Петрозаводск, а после окончания учебы направился в Петербург.

Отец, который все-таки относился к живописи сына благожелательно, считал, что лучше было бы получить профессию получше, чем художник. В результате чего, Поленов поступает на физико-математический факультет Петербургского университета, но при этом отправляется на занятия в Академию художеств. Год поступления Поленова в Университет также стал знаменательным и для русской живописи, именно в этом году знаменитый И. Крамской со своими учениками покинул стены Академии в знак протеста против академизма. Эту выходку можно назвать рождением новой русской живописи. Поленов как-то писал одному из своих друзей: «Перебирая в памяти минувшие годы, с каким-то чувством удивления я останавливаюсь на светлых, полных упоительных надежд 60-х годах...»

Позже Поленову удалось посещать натурный класс Академии уже как штатному студенту. Университет Поленову тоже удалось закончить, но только поюридическому направлению. В 1871 году Поленов защитил Диссертацию на тему «О значении искусства в его применении к ремеслам», после чего получил кандидатскую степень. Втом же году ему удается получить и Большую золотую медаль в Академии художеств, которой его наградили за победу в конкурсе. Поленов представил одну из своих работ — «Воскрешение дочери Иаира», позже такой же медали был удостоен и знаменитый Илья Репин. Помимо медали они получали право на стажировку заграницей.

С 1872 по 1876 года Поленов провел заграницей, он побывал и в Германии, и в Италии, и во Франции. Для молодого художника это было временем самоопределения. Здесь ему, наконец-то, удалось познакомиться с творчеством своего любимого живописца — Паоло Веронезе, познакомиться с искусством импрессионистов и барбизонцев. Для Поленова особо продуктивным оказалось время пребывания в Нормандии, ведь именно там были написаны картины, на которых уже ощущалась кисть будущего живописца. В Париже Поленов сдружился с Репиным.

Стоит вернуться назад в 1870 – е годы. Как только Поленов вернулся в Россию в 1876 году, его дорога лежала прямо на войну. Сначала ему удалось побывать на сербско-черногорско-турецкой, потом — на русско-турецкой. На протяжении последней, Поленов числился художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича, который более известен, как Александр III. Будущий император заинтересовался творчеством Поленова, каталог императора, которые был опубликован, содержал в себе огромное количество работ Поленова. Увы, многие из картин были утеряны после 1930 – х годов.

В 1877 году Поленов меняет место жительства и переезжает жить в Москву. Следующий год стал рубежным для художника. Именно в этом году Поленов наряду с Репиным стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году, Поленову удалось показать свою работу «Московский дворик» на VI передвижной выставке. Это принесло художнику огромную славу, а также стало началом нового веяния в живописи — «интимного» пейзажа, который вобрал в себя многие элементы жанровой картины.

В 1881—82 годах Поленов собирается написать еще одну свою картину — «Христос и грешница», для этого он отправляется в новое для себя путешествие – На Восток. Оттуда он привез огромное количество эскизов, набросков, а также картин, которые поразили любителей своей манерой написания и исполнения.

В 1882 году Поленову доверили возглавить новые натюрмортные и пейзажные классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. Часто А. Головин вспоминал о Поленове, что тот не раз восхищал своих почитателей красочностью, а также огромным количеством солнца и воздуха. Поленов 12 лет своей жизни отдал обучению молодых художников. Среди них можно отметить таких, как К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, А. Головин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Малютин. Позже, в 1880 – 90 – е очень популярными были поленовские рисовальные и акварельные вечера, которые художник и его супруга часто организовывали. Эти вечера были очень сильно популярны среди художественной элиты того времени.

В 1899 году Поленову удается во второй раз отправиться на Восток с целью найти, как можно больше материала для своей грандиозной серии «Из жизни Христа». Цикл этих картин Поленову удалось завершить к 1909 году. Выставка этих картин вызвала довольно серьезный резонанс, а также стала одним из самых крупных событий тех лет.

Последний период в творчестве Поленова был связан с разбитой им на берегу Оки усадьбой «Борок». В 1892 году Поленов переехал в собственный дом, который был построен по его же проекту. Поленов часто мечтал о том, как превратит свою усадьбу в «гнездо художников» и первый провинциальный общедоступный музей. Также он основал народный театр для крестьян и построил церковь. Поленов довольно интенсивно занимался театром, работал также в качестве председателя в народном театре.

Новая власть оценила Поленова по заслугам, ему было присвоено звание народного художника РСФСР. В следующем году Поленов скончался в собственной усадьбе, и был похоронен на деревенском кладбище.

Знаком оценки новой властью заслуг художника стало присвоение ему — в числе первых — звания народного художника РСФСР. Это случилось в 1926 году, а в следующем году, 18 июля, Поленов скончался в собственной усадьбе. Похоронили его на деревенском кладбище.

Источник: http://www.polenov.su/biography/ 

Картины и этюды.  

Рисунки и наброски. 

Описание картин.  

Бабушкин сад.
Возвестила радость плачущим.
Заросший пруд.
Золотая осень.
Московский дворик.
На Тивериадском (Генисаретском) озере.
Христос и грешница (Кто из вас без греха?).
Цезарская забава.

Метки:

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………