Главная » Описание картин, Русская живопись » Полдень. В окрестностях Москвы. Описание картины Шишкина

Полдень. В окрестностях Москвы. Описание картины Шишкина

Иван Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы.
1869. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Лето 1866 года Шишкин проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Совместная работа с пейзажистом московской школы, искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью «Братцево», свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень. В окрестностях Москвы.

Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Картина Полдень. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей — сумму, предложенную Третьяковым.

Представляя типичный среднерусский равнинный пейзаж с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой, идущей из глубины, и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками, картина вместе с тем являет своим содержанием и образно выраженную через пейзаж тему народной жизни. Завершая собой шестидесятые годы и путь перестройки творческого метода, она одновременно становится и заявкой на будущее творчество художника, правда, в большей части посвященное мотивам лесного пейзажа, но в существе своей образности близкого все той же здоровой народной основе.

Полдень. В окрестностях Москвы — один из первых шедевров художника — можно назвать песней радости. Шишкин восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. 

В картине прозвучала тема, охватившая не только творчество Шишкина, но и значительную часть русской пейзажной живописи. Тема благодарения, восприятия жизни как блага, имеющая неявный христианский источник. Идея блага стала одной из центральных проблем философии и искусства второй половины XIX века. О нем говорили и Михаил Бакунин («...нет зла, все — благо. Для религиозного человека ...все благо и прекрасно...»), и другие русские мыслители.

Исчтоник: http://www.tanais.info/art/shishkin8more.html 

/strong

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………