Главная » Описание картин, Русская живопись » Описание картин Куинджи. На-острове-валаам. Ладожское озеро.

Описание картин Куинджи. На-острове-валаам. Ладожское озеро.

Архип Куинджи. Ладожское озеро. 
1873. Холст, масло. 79,5 x 62,5. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валааме» (1873). Эти пейзажи стоят на перепутье реалистического освоения природы и остаточного влияния романтико-академической стилистики. По замечанию Константина Кавелина, этика — это «гигиена духа». Из такого убеждения проистекало нравственное вдохновение русского пейзажа, в том числе и пейзажей Куинджи.

О картине «На острове Валааме» Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». С живописной точки зрения картина безупречна. Ее образ вливается в поток сумеречных пейзажей, так характерных для саврасовско-васильевского направления, с единственной, но существенной оговоркой: образ лишен саврасовской душевности. Он скорее драматичен, нежели лиричен. Положение этой картины в русском пейзаже особенное. Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом.

В «Ладожском озере» отчетливая дань романтическому восприятию сказалась в искусственно высветленном, словно невидимым грозовым светом, переднем плане. Художник остался доволен картиной. Будучи проданной с выставки частному лицу, она могла бы затеряться. Но Куинджи спустя год выкупил ее у владельца. Полотно находилось в мастерской художника до его кончины. Картина действительно была хороша. Куинджи преодолел в ней перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков. Пейзаж исполнен изящно: тонкие световые оттенки, живописная цельность тонового письма снимают световые контрасты, сообщающие, как правило, драматическое ощущение. 

Архип Куинджи. На острове Валааме.
1873. Холст, масло. 76 x 130.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. 

С картиной «Ладожское озеро» произошла удивительная и показательная история. Через 10 лет после ее создания, художник Судковский пишет картину «Мертвый штиль», где будет повторен найденный Куинджи мотив просвечивающегося сквозь воду каменистого дна. Разгневанный Куинджи настоял, чтобы А.С. Суворин, известный журналист и издатель, написал статью о защите авторского права. Хотя в своих общественных воззрениях Куинджи и был идеалистом, мечтающим преобразовать жизнь на началах братства и взаимопомощи, но, когда сталкивался с проявлениями несправедливости, он становился твердым и непреклонным.

Вот как описывает эту ситуацию М.П.Неведомский, современник и первый биограф А.И.Куинджи:

«Ладожское озеро» — это мотивов северной природы, где художник, передавая впечатление величаво-сурового покоя и тишины, между прочим, старается овладеть эффектом каменистого дна озера, просвечивающего сквозь воду.

По поводу этой вещи позднее, в 1883 году, разыгрался эпизод, в то время поднявший изрядный шум в художественном мире. Этот эпизод может быть образчиком той страстности, которой всегда был преисполнен Куинджи. В тот год, когда писалось «Ладожское озеро», соседом по квартире с Архипом Ивановичем был маринист Судковский. Лет через десять Судковский выставил картину «Мертвый штиль», где повторялся найденный Куинджи мотив просвечивающего сквозь воду каменистого дна... Куинджи объявил ее плагиатом. Он разошелся с Судковским, с которым до тех пор дружил, и настоял на том, чтобы Суворин (в газете которого появилась статья Вагнера, ставившая картину Судковского «рядом с лучшими произведениями Куинджи») написал статью в защиту авторского права на художественное открытие. Он даже свозил в этих видах Суворина на квартиру к собственнику картины (которому она, к слову сказать, досталась всего за 100 рублей)...

Другие газеты выступили на защиту Судковского. Художники Крамской, Максимов, Волков, Репин напечатали в «Новом времени» письмо в редакцию с заявлением, что картина Судковского «прямо заимствована» у Куинджи...

По существу, Куинджи мог быть и правым. Но во всей этой истории, в той горячности, с которою он отстаивал свое «первенство», сказался, конечно, прежде всего присущий ему «неистовый» темперамент.

В 1885 году Николай Мурашко устроил Судковскому выставку в Киеве. Выставка прошла тихо, работ продалось мало. Позже Мурашко в своей книге напишет: «Посетил Всемирную выставку в Антверпене, где экспозиция картин Судковского прошла с большим успехом, а одна из работ была оценена и приобретена за вдвое большую цену, чем за нее предлагали в Киеве».
Источник: Из монографий В.С.Манина, М.П.Неведомского 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………