Главная » Описание картин, Русская живопись » Облако. Описание картины Куинджи

Облако. Описание картины Куинджи

Архип Куинджи. Облако.
1898—1908. Холст, масло.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия

Невозможно по-настоящему понять картины художника, не вникнув поглубже в него как человека, в его жизнь, в его характер, в его судьбу.

«Слабостью Куинджи была любовь к птицам. Ежедневно, в двенадцать часов, когда ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города летели на крышу дома, где жил Куинджи. На крышу выходил Архип Иванович с разным зерном и кормил птиц. Он подбирал больных и замерзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате, лечил и ухаживал за больными. Говорят, что какой-то птице, заболевшей дифтеритом, он вставлял перышко в горло и тем спас от смерти» (Из воспоминаний Я.Д.Минченкова). Он любил людей — и не на словах, а на деле. «Это... это что же такое? — спрашивал он по-мариупольски горячо и певуче. — Если я богат, то мне все возможно: и есть, и пить, и учиться, а вот если денег нет, то значит — будь голоден, болен и учиться нельзя, как было со мной... Но я добился своего, а другие погибают. Так это же не так, это же надо исправить, это вот так, чтоб денег много было и их дать тем, кто нуждается, кто болен, кто учиться хочет...».

В постоянных заботах о своих учениках Куинджи летом 1895 года организовал за свой счет экскурсию целой группы их в Крым. Доехав до Бахчисарая по железной дороге, молодежь оттуда пешком по Яйле добралась до южного берега и расположилась станом вокруг «виллы» Куинджи в его имении: здесь шла горячая работа изучения горной крымской природы и моря... Рядом с обучением творчеству шло и пристальное изучение природы, — требовательное и даже придирчивое отношение к точности тех переводов с «языка природы» на «язык человеческий», какие представляют собой этюды живописцев...

Архип Иванович умел передавать ученикам свое воодушевление и ту любовь к искусству, которою сам горел. Вспоминая впоследствии в одной газетной заметке годы своего ученичества в мастерской Куинджи, H.К. Рерих метко сравнивает Архипа Ивановича с художниками-учителями эпохи Возрождения:

«Оживал мастер-художник далекой старины... Ученики были для него не случайными объектами деятельности наставника, а близкими ему существами, которым он всем сердцем желал лучших достижений... Как и в старинной мастерской, где учили действительно жизненному искусству, ученики в мастерской Куинджи знали только своего учителя, знали, что ради искусства он отстоит их на всех путях, знали, что учитель — их ближайший друг, и сами хотели быть его друзьями».

Время, проведенное в Крыму с учениками, было отмечено целым рядом солнечных работ, напоенных воздухом и светом. Настроение полной гармонии, созерцательного успокоения сумел воплотить Куинджи в своих крымских работах. Радостна и чиста густая лазурь, среди которой клубится излюбленное — «куинджевское облако» — поднимающееся вертикально ввысь, пышное и светящееся. Тихая и покойная глубина звучит в этом очаровательном солнечном дне, проведенном на берегу Черного моря.

Источник: http://www.tanais.info/art/kuindzhi23more.html 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………