Главная » Живопись, Описание картин, Русская живопись » Н.Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится

Н.Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится

Николай Константинович Рерих

«Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится»

1914 год

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Рерих вошел в историю русской культуры как художник, ученый, путешественник, писатель, крупный общественный деятель. Большую часть жизни он провел в России, где много сделал для развития и популяризации русского искусства и изучения истории Древней Руси.

В 1923 году Рерих организовал поездку в Центральную Азию, по экспедиции создал в Индии Научно-исследовательский институт для изучения Гималаев. В Индии прошли его последние годы жизни.

В начале 1910 — годов Рериха, как и многих прогрессивных деятелей интеллигенции, глубоко волновали думы о родине, о ее будущем. Он остро ощущал возможность войны, назревание переломных событий, необходимость дать оценку происходящему.

nikolimolitsyrerix

В основе содержания картин Рериха лежат знания ученого, раздумья философа, интуиция и поэтическая фантазия художника. Для воплощения сложных отвлеченных идей мастер широко использует приемы символизма.

Содержанию картины «Прокопий Праведный молится» предшествовало другое — «Прокопий Праведный отводит тучу от Устюга Великого» (1913 г). Сюжеты обеих картин построены из материалов древних легенд о подвижнике Прокопии, который не раз спасал родину от беды.

В предчувствии всемирно-исторических перемен Рерих обращается к созданным народом и пронесенным через столетия легендам о подвижнике и в аллегорических формах выражает думы о России.

В представленной картине изображены бескрайние просторы родной земли, ее могучие леса, быстрая полноводная река, сочные луговые травы. На переднем плане, на высоком холме сидит Прокопий Праведный в темном одеянии.

Он вписан в образ природы как часть ее. Прокопий Праведный молится и уверен в своей молитве за землю русскую и ее путников. Спокойствие разлито всюду — в уверенном быстром движении ладей, в плавных линейных ритмах берегов и холмов.

Колористическая гамма, построенная на сочетании синих, зеленых, желтых тонов, тонко сгармонирована. В иносказательной форме Рерих выразил в картине свою веру в величие, стойкость России, ее могущество.

В годы первой мировой войны широко развернулась общественная деятельность Рериха. Он выступает за создание международного пакта по охране культурных ценностей. Это начинание стало делом всей его жизни.

Уже после смерти художника, В Гааге, в 1954 году, на основании так называемого «Пакта Рериха» многими государствами был подписан акт международной конвенции, в котором регламентируется защита культурных ценностей на случай войны.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………