Московский трактир. Описание картины Кустодивева

Борис Михайлович Кустодиев

«Московский трактир»

1916 год

Третьяковская галерея, Москва

Кустодиев был художником, обладавшим могущественным даром захватывать, увлекать зрителя. Искусство Кустодиева, как и почти все искусство XX века, требует соучастия зрителя в творческом процессе, его сопереживания.

Оно требует от зрителя определенных интеллектуальных и эмоциональных затрат. Секрет искусства Кустодиева и его своеобразие заключается в том, что эти усилия зритель совершает почти не заметно для самого себя, с улыбкой, подчиняясь строю мыслей художника.

В 1912—1918 годах Кустодиев пишет много жанровых картин, показывающих, что художник очень хорошо знал настоящий характер современности, которую рисовал в своих произведениях. Таким является застывший мирок «Московского трактира». Уже не ирония, а гротеск лежит в основе этого произведения.

Помещение трактира, оклеенного красными обоями, освещено колеблющимся, неверным и душным светом лампады и керосиновых ламп.

moskovskitrsktir

По стенам чинно расставлены и развешаны различные предметы: ряды пузатых чайников, расписные подносы, клетки с птицами, икона в тяжелой раме, картина и обязательная пальма.

Толстый румяный хозяин с сияющей лысиной стоит за стойкой и служит великолепным дополнением к окороку и медной граммофонной трубе.

По трактиру порхают половые в светлых рубахах, быстрые, легкие. А один из них уснул. Он сидит на краешке стула с таким видом, будто сейчас вскочит, и только круглое лицо с волной завитых кудрей и кошачьими усиками выдает безмятежность его сна.

В середине комнаты, прочно, неподвижно усевшись за большим квадратным столом, размеренно и шумно отхлебывая, пьют чай извозчики. Пьют не торопясь, истово помолясь богу, водрузив блюдечки на растопыренные пятерни. Дуют на воду, мочат в ней усы.

Все одинаково стрижены под кружок, у всех медно-красные обветренные лица, окладистые бороды. Их лица суровы, мрачны и неподвижны. Ни солнечный свет, ни шум улицы не проникают сюда.

В левом углу картины серая полосатая кошка, очень частый персонаж на картинах художника, занимается своими повседневными делами. И ей совершенно все равно, что происходит вокруг.

Он не часть этого закостенелого мира с его заскорузлым и зачерствевшим бытом. Она просто ждет кусочка лакомства, которое ей может перепасть со стола ямщиков.

И кажется, что изображена бытовая сцена с достоверным описанием места действия и действующих лиц. Однако в духоте, жарком полумраке, в тревожном красном колорите, в деревянной позе ямщиков есть та самая застылость быта, о которой так любили говорить в применении к Кустодиеву его современники.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *