Главная » Описание картин, Русская живопись » Многогранность картины И. Грабаря «Февральская лазурь»

Многогранность картины И. Грабаря «Февральская лазурь»

Февраль — один из сложнейших месяцев в году. Он находится на рубеже зимы и весны. Этот месяц является символом противоборства двух стихий.

С древних времен наши предки отмечают ряд праздников, знаменующих наступление весны.

В феврале умирают воспоминания о прошлом сезоне, и зарождается новая жизнь. Этот таинственно-мифический этап года не обошли стороной и деятели искусства. Например, Борис Леонидович Пастернак в своем стихотворении дал следующее описание:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Наряду с писателями, тему непостоянства природы в своих полотнах отображают и художники- пейзажисты. На мой взгляд, наиболее интересной и проникновенной работой является картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

Мастер создал эту картину после возвращения из долго путешествия по странам Европы. Истосковавшись по Родине, автор более тонко начал чувствовать всю уникальность русской природы. В результате появились такие полотна как: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многие другие. Картину « Февральская лазурь» художник создавалл во время сильных морозов.

февральская лазурь

февральская лазурь

Для того чтобы не замерзнуть и закончить работу мастеру пришлось вырыть траншею в снегу. В своей работе автор особое внимание уделяет противоречивости и многогранности русской природы.

В самом названии картины уже заключено противоборство. В нашем сознании довольно сложно сочетаются понятия лазурный берег и февральская слякоть. Однако, автор не побоялся антагонизма как в названии так и в самой картине. Итак, что же изображено на полотне?

Кристально чистое небо, залитое солнечным светом. Это именно то небо, которое даже в самую суровую стужу может напомнить нам о ласковом лете. Однако в сочетании с лазурным небом находится наглухо застланное снегом поле. Такое соседство невольно указывает на противоборство двух стихий.

Центральную часть полотна занимает березовая роща. Береза у древних славян ассоциировалась с душами умерших, при этом березовые ветви являлись одним из сильнейших оберегов наших предков. Опять мы сталкиваемся с подчеркнутой амбивалентностью этой картины.

Вся работа художника, от корней деревьев и до их макушек, указывает на неизбежность наступления весны. Ствол и ветки деревьев как- будто распрямились и потянулись навстречу первому весеннему солнцу.

В каждой детали мы видим приближение весны. Обратите внимание, как бережно и нежно вырисованы лунки вокруг деревьев и еле заметные появляющиеся почки.

В заключении хочется отметить оригинальность и глубину этого полотна. Множество художников-пейзажистов пытались изобразить в своих картинах непостоянство русской природы. Но такое уникальное сочетание сакральности и тончайшего переплетения света, цвета и тени встречается довольно редко.

Мастеру также удалось достигнуть эффекта присутствия. Всматриваясь в эту картину, нас переполняет необыкновенное чувство торжества природы и мы невольно чувствует легкий ветерок приближающейся весны.

Автор сочинения: Hanna Buyeva

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………