Главная » Описание картин, Русская живопись » Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Описание картины Верещагина

Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Описание картины Верещагина

Василий Верещагин.
Мавзолей Тадж-Махал в Агре.
1874—1876. Холст, масло. 38,7 x 54. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1874 году Верещагин уехал из Петербурга в длительное путешествие по Индии. В пейзажах, написанных в Индии, художник показал себя тонко чувствующим натуру, гармонию архитектурных форм. Особенно великолепны этюды «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Гробница шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри», «Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре» (все 1874—1876гг.).

«Мавзолей Тадж-Махал в Агре» — истинный шедевр живописи. Очарованный красотой храма, художник с поэтическим воодушевлением передает на полотне все его великолепие, воздушность форм, гармонию пропорций, его связь с окружающим пространством, красочную феерию всего ансамбля. Прекрасная архитектура, как в зеркале, отражена в покрытой рябью глади водоема. Кажется, весь огромный арсенал живописных средств и приемов нашел здесь свое искуснейшее применение.

Своей славой Тадж-Махал обязан не только прекрасной архитектуре, в которой поразительным образом сочетаются величие и изящество, но и связанной с ним романтической легенде. Мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом, внуком Акбара, в память о любимой жене, чья смерть повергла его в безутешное горе.

Еще в 15 лет Шах-Джахан встретил и полюбил Арджуманд Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была красивая и умная девушка знатного происхождения — по всем статьям прекрасная партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с персидской принцессой. К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех жен, и в 1612 году Шах-Джахан женился на своей возлюбленной. Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. Вскоре после свадьбы Арджуманд получила новое имя — Мумтаз-Махал («Возвышенная избранница дворца»).

Любимая народом, как богиня, за милосердие и отзывчивость и обожаемая мужем, семнадцать лет прожила Мумтаз-Махал под неусыпным вниманием шаха, не отходившего от нее ни на шаг. Он советовался с ней во всех делах и ценил ее суждения выше собственных. Велики были также ее скромность и преданность мужу — она никогда не разлучалась с ним и сопровождала его даже в трудных и опасных военных походах.

В 1630 году, когда Мумтаз-Махал сопровождала Шах-Джахана в походе против Хан-Джахана-Лоди, она скончалась при родах. Перед смертью Мумтаз-Махал просила Шах-Джахана исполнить две ее просьбы: не жениться снова и построить для нее мавзолей, которому не было бы равных на свете. И Шах-Джахан торжественно поклялся исполнить ее желание.

Мавзолей получил название «Венец Дворца», т.е. по-персидски «Тадж-и-Махал». Сам император принимал участие в создании проекта ансамбля мавзолея. Шах-Джахан был не только образованным архитектором — зодчество было для него любимым видом искусства. Его великая любовь к Мумтаз-Махал и страстное желание как можно лучше исполнить ее предсмертную просьбу не могли не заставить его принять самое близкое участие в замысле огромного комплекса построек, составлявших единое целое с самой гробницей. Кто, как не он, мог так горячо желать сделать облик Тадж-Махала созвучным светлому образу незабвенной Мумтаз-Махал и создать не просто мавзолей, а памятник, архитектурно-художественными качествами действительно напоминающий о душевных достоинствах покойной.

«Постройте мне гробницу, в которой я похороню ее тело. Сделайте гробницу прекрасной, как прекрасна была она – грациозной и деликатной. Постройте гробницу, подобную образу ее души и красоты», — так по преданию сказал Шах-Джахан, и место это почитается как символ верности и чистой, возвышенной любви.

Мавзолей ослепительно красив. При первых лучах солнца нежно-розовая беломраморная усыпальница похожа на пробудившуюся юную красавицу. Когда же солнце в зените, от блеска белоснежного мрамора слезы бегут из глаз, но оторвать от него взгляд невозможно, магическая сила прекрасного, идеальная гармония пропорций покоряют. Его называют «памятником бессмертной любви», «мечтой в мраморе», а сами жители Агры величают свою реликвию «жемчужиной короны». Этому монументу посвящается ежегодно трехдневный лунный фестиваль, когда тысячи и тысячи почитателей этого символа вечной любви и верности собираются в Агру, чтобы наблюдать его в полнолуние словно парящим на фоне звездного неба.

Тадж-Махал (хинди ??? ???) — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу р. Ямуна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землёй. Время строительства относится примерно к 1630—1652 гг. Тадж-махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.

Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре он выглядит розовым, а в лунную ночь – серебристым.

На строительство комплекса было приглашено более 20 000 мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока. На другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец из чёрного мрамора, но оно не было достроено. Соединять эти два здания должен был мост из серого мрамора.

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из Корана, обращённая к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана — построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.

С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Единственным нарушением этой симметрии является гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти.

Источник: http://www.tanais.info/art/vereshchagin2more.html 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………