Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
«Мать»
1915 год
Вариант картины 1913 года, находящейся в Государственной Третьяковской Галерее
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В начале XX века в художественных кругах стало широко известно имя Петрова-Водкина. Весь творческий путь живописца был охарактеризован склонностью к философскому обобщению, беспрестанным поискам новых форм. Произведения Петрова-Водкина постоянно привлекали к себе внимание экспертов и зрителей и вызывали у них самые противоречивые оценки.
В период учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской В.А. Серова Петров-Водкин получил первоклассное образование в школе рисунка, что сказалось на всем его творчестве. У него рано зародился интерес к проблемам монументальности
В поиске собственного неповторимого стиля художник брал за основу образцы древнерусской иконописи, искусство эпохи раннего Возрождения, живопись Матисса. Творчески претворяя множество достижений мастеров прошлых веков, а также современников, исходя из личного опыта, Петров-Водкин разработал так называемую трехцветку.
В ее основе лежали убеждения живописца, что для решения истинно монументальных задач возможно использование только трех цветов: красного, синего и желтого.
Он так же своеобразно переосмыслил основы пространственног
Постоянно тяготея к большим гуманистическим идеалам, Петров-Водкин не раз обращался к всеобщим, вечным темам искусства. Он множество раз рисовал образ матери с ребенком, изображая ее и Мадонной и просто русской крестьянкой.
На полотне «Мать» представлена деревенская женщина с грудным ребенком. Работая над картиной, художник, как всегда, тщательно изучал натуру, и созданный им образ матери обрел глубоко национальные черты и жизненную трепетность. Вместе с тем он далек от индивидуальной конкретизации модели.
Стремясь к возвышенному содержанию, художник строит произведение по разработанным им принципам монументализма. Женщина с ребенком изображена на первом плане в значительно большем масштабе, чем комната, в которой она находится. Обстановка и мебель в комнате минимализирована и не имеет значения в данной композиции.
Предельно лаконичен колорит. Насыщенно звучат контрастирующие красный и синий цвета. Они вносят в картину торжественное, приподнятое настроение. В этом произведении, как и во многих других, образ решен художником монументально. И обычный жанровый мотив раскрывается как нечто величественное, прекрасное в жизни.
Автор сочинения: Елена Рыженко