Главная » Описание картин, Русская живопись » Лунная ночь на Днепре. Сочинение по картине Куинджи

Лунная ночь на Днепре. Сочинение по картине Куинджи

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре.
1880. Холст, масло. 105 x 144.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.

Имя Куинджи стоит в одном ряду с именами таких выдающихся художников, как А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан. Вполне естественна поэтому та широкая популярность, которой пользуются многие картины Куинджи.

Архип Иванович Куинджи родился на окраине Мариуполя в семье бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Рано осиротев, мальчик жил у родственников, рано пошел «в люди»: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа. Основы грамоты Куинджи усвоил от знакомого учителя, а затем занимался в городской школе.

Любовь к рисованию проявилась у него еще в детстве: он рисовал везде, где приходилось, – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К. Айвазовскому. Проведя несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств. Но не сразу ему удалось стать учеником академии: слабой оказалась художественная подготовка. Он дважды сдавал экзамены, но оба раза безрезультатно.

Неудача не могла остановить упорного и настойчивого юношу. В 1868 г. его приняли вольнослушателем в академию. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Он дружит с И.Е. Репиным и В.М. Васнецовым, знакомится с И.Н. Крамским – идеологом передовых русских художников. Лиричность пейзажей Саврасова, поэтическое восприятие природы в картинах Васильева, эпичность полотен Шишкина – все открывается перед внимательным взглядом молодого художника. Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве.

В 1876 г. на V передвижной выставке Куинджи представил «Украинскую ночь». С огромной поэтической силой открылась удивительная красота полуночи земли заднепровской... На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Ввысь устремились тополя. Тишина, спокойствие разлиты в природе. На синем, словно бархатном, небе мерцают яркие звезды. В картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. В 1878 г. «Украинская ночь» была показана на Всемирной выставке в Париже и по достоинству оценена французскими критиками.

Долгие годы Куинджи посвящает воспеванию природы южной и средней полосы России. Наибольший успех на выставке выпал на долю картины «Березовая роща». Многочисленные группы людей часами простаивали у этого полотна. Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую поляну, играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры. Передний план погружен в тень – так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Художник сумел, избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова.

В 1880 г. впервые в России состоялась необычная художественная выставка не только одного живописца, но и одной картины. Это была «Лунная ночь на Днепре». Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Более того, выставка стала крупным общественным событием в жизни Петербурга, а благодаря широкой прессе – и всей России. Сам автор, казалось, подчеркивал, что это есть его «шедевр», главное произведение жизни.

Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции, которая позволила бы с максимальной убедительностью выразить ощущение широкой пространственности. Никогда еще в его произведениях эффект освещения не был так убедителен. Передан не только лунный свет, но и спокойное зеленоватое сияние самой луны в ночной тьме. Зрители были поражены. Покоряла торжественная и ясная гармония величаво-спокойного в своей обыденной простоте и волнующего романтической приподнятостью образа. Редкий человек мог остаться равнодушным перед картиной, казавшейся неким колдовством.

В начале 80-х гг. Куинджи выходит из Товарищества передвижников, и с 1882 г. начинается «затворнический» период его деятельности. Он не выставляет своих картин и почти никого не пускает в мастерскую. Произведения этого времени часто не датированы. Их можно разделить на несколько групп. Ряд произведений варьирует мотив пятен лунного или солнечного света в зимнем лесу («Солнечные пятна на инее»). В других главное значение имеет эффект тумана. Это своеобразное переосмысление опыта импрессионизма, живопись более густая, плотная, с известной долей декоративности.

Художник не пытается «поймать» мгновение, а строит свою картину заново. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное. Особенно ярко это выражено в серии горных пейзажей. Эти картины – олицетворение величия природы, ее загадочности и недостижимости. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов. В этих пейзажах особенно ощутим неоромантический характер творчества художника.

Несмотря на то что с 1882 г. Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в разработке нового устава Академии художеств; руководя пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.

Куинджи был прекрасным преподавателем; стараясь уберечь своих учеников от подражательности, он стремился развить в каждом из них самобытность, вдохнуть в них свою горячую любовь к природе. Человек исключительной доброты, он во всем стремился помочь своим ученикам и товарищам; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант без тяжелых материальных забот.

В 1897 г. за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы.

11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Своим искренним и вдохновенным творчеством он прославил русское искусство и внес ценнейший вклад в его сокровищницу. Картины Куинджи находятся в музеях и частных коллекциях; все оставшиеся после смерти работы художник завещал Обществу его имени, которое некоторые из полотен передало в столичные и провинциальные музеи.

Источник: http://jivopis.org/kuindzhi-arxip-ivanovich--lunnaya-noch-na-dnepre

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………