Главная » Живопись, Русская живопись » Левицкий. Портрет Хрущевой и Хованской

Левицкий. Портрет Хрущевой и Хованской

Д.Г. Левицкий

Портрет Екатерины Николаевны Хрущевой, в замужестве фон Ломан и княжны Екатерины Николаевны Хованской, в замужестве Нелединской-Мелецкой"

1773 год

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В семидесятые годы 18-го века императрица Екатерина II заказала Левицкому серию портретов смолянок. Эти картины едва ли не лучшее, что было создано в русской живописи XVIII столетия.

Семь портретов связаны между собою общим декоративным замыслом: есть предположение, что они предназначались для украшения одного из дворцовых залов Петергофа.

Местом пребывания готовых портретов стала, так называемая «Куропаточная гостиная», являвшая будуаром. Она открывала ряд, следующих одна за другой женских комнат.

levitskiportretxrushevoi

Сейчас там экспонируются копии картин. Эксперты сходятся во мнении, что картины являлись частью большой дворцовой сцены, где в центре находился портрет Левшиной.

На портретах изображены ученицы Смольного института благородных девиц, который в XVIII-XIX веке был учебным заведением для привилегированного сословия.

Открыт институт был в Петербурге в 1764 году. Дочери дворян там готовились для службы при дворе и жизни в светском обществе. В воспитанницах раскрывали таланты, «приятные в обществе», — их учили французскому и немецкому языку, изяществу манер, а также танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах.

В институте часто устраивали представления, где воспитанницы играли французские комедии, «оперы комик», «пьесы с ариями», танцевали балет.

Хрущева и Хованская изображены представляющими театральную сцену из комической оперы. «Пастушок» заигрывает с «пастушкой», которая кокетливо и смущенно улыбается в ответ. Хрущева, старшая по возрасту (ей тогда было двенадцать лет), смелее по характеру, и ей больше подходит мужская роль.

Девочка одета в длинный кафтан, широкополую шляпу и черные башмачки; ее энергичный жест, смуглое лицо, густые темные волосы, живой взгляд и веселая улыбка отвечают роли предприимчивого кавалера. Одиннадцатилетняя Хованская одета пастушкой. На ней платье со шнуровкой и прозрачный фартучек. Она застенчива и робка, ее смущенная улыбка и неловкие движения подростка полны прелести.

Автор статьи: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………