Главная » Арт-БаРаХоЛкА, Живопись, Русская живопись, Художники » Левицкий Дмитрий Григорьевич

Левицкий Дмитрий Григорьевич

История развития украинской живописи очень давняя, но самый неоценимый вклад внесли такие художники, как: Дмитрий Левицкий, который творил ещё при правлении Екатерины II – эпоху Просвещения; всеми известный Илья Ефимович Репин – художник, к славе которого не смог приблизиться ни один из современных художников; конечно же, это и Казимир Малевич, который родился в польской семье, хоть и прославился на весь мир как украинский художник; и один из самых выдающихся художников украины времён СССР – катерина Билокур, чей талант считался данным от природы. Но мы с вами остановимся на очень интересном периоде в истории развития искусства в целом – на эпохе Просвещения и речь пойдёт, как вы уже догадались, о известном украинском художнике — Дмитрие Левицком.

Дмитрий Левицкий – художник-портретист, закончил петербургскую Академию искусств, первый мастер кисти конца XVIII века, портреты которого не уступали работам европейских мастеров Франции и Англии.

Родился художник в 1735 году в Киеве в семье, известного по тем временам, гравёра Григория Левицкого-Носа, происходившего из казакого рода села Маячка, которое расположенно на Полтаве. Искусству живописи он учился в 1920-х годах он учился в Польше, где в городе Гданськ называли его мастером Гжегожа Левицкий. Вернувшись в Украину поселился в Киеве на Подолье и выполнял заказы типографии Могилянской академии и Печерской Лавры. В 1752—1755 гг. учился в Академии искусств в Петербурге у живописца Антропова. Несмотря на специфическую и несильно почитаемую профессию портретиста в России, Левицкий был исключением. Выдающийся талант Дмитрий Левицкого очень ценили его современники, он пользовался престижем при дворах нескольких российских династий – Екатерины II, Павла I, Алексанрда I. Его прекрасные портреты изображают дух велокой екатеринской эпохи, исполненной противоречий, где декоративность и пышность изображаемого соединялась с идеями рационального мышления, а взгляды на идеалы Просвещения шли рядом с ежедневным бытом.

В 1773 г. Левицкий написал портрет мецената и промышленника П. Демидова, которого нарисовал на фоне вещей и предметов, которые символизировали его щедрость и интересующие его дела: без орденов, в домашнем халате, мужчина, который опирается на лейку для полива растений в комнатах.

Творчество художника объединило в себе все виды портретов – от монументального до камерного. Образами служили участники всех сословий общества – от приходского крестьянина до императрицы. Работы Левицкого с легкостью отличали от работ других художников, а именно тем, что изображённые люди на его картинах – улыбались.

Из 24 его картин, которые находятся в Москве в Третьяковской галерее , пиком творчества художника пологают портрет Урсулы Мнишек, польской графини (1783 г.). На холсте овальной формы, как в зеркальце, таинственно улыбается молодая девушка с благородной гордо поднятой головой.

Творческому наследию художника относят и портреты императора Александра I в юношестве, княжны Александры Павловны, а также самого отца – Григория Левицкого.

Важно то, что всю свою жизнь Левицкий придерживался украинских традиций. Национальное своеобразие его стиля состоит прежде всего в широком реализме картин, порой вызывающем даже улыбку зрителя. Наблюдательность и юмор – две характерные черты творчества этого талантливогоукраинского и в то же время русского живописца. Была ещё одно особенность творчества Д. Левицкого — отвержение «сущности классицизма», — «поисков образа героя». Ведь в Украине того времени героический портрет не получил популярности, — реализм приземлял образы великих вельмож. Как нестранно, что воспитанному в этих обычаях Левицкому все труднее было противиться требованиям императорского двора и изображать свои просветительские идеи в откровенно реалистической картине. Ему удавалось какое-то время, не отрываясь от украинской объективности традиции, совершенствовать собственную технику и приспосабливать её к требованиям времени. Но преданность натуре в воспроизведении черт лица, тщательное воспроизведение особенностей фигуры ( хоть бы и с изрядным брюшком) – это то, чего Левицкий смог достигнуть как портретист на родиной Украине, было никому не нужно в чужом для него Петербурге.

Хоть современники и не смогли по достоинству оценить всего таланта Д. Левицкого как непревзойдённого художника-портретиста, это сделали критики нашего времени. В Англии во время Всемирной выставки в 1862 г. Журнал «Таймс» назвала мастера «русским Рейнолдсом, Гейнсборо и Рамзеем, ( английские живописцы), в одном лице». Сейчас полотна художника украинца украшают большинство украинских и российских художественных музеев. Покинул этот мир художник в 1822 году...

автор статьи Щипанский Дмитрий

 

 Картины 

Описание картин

Портрет Ланского

Портрет Кокорина

Портрет поэта и художника Львова

Портрет Нелидовой

Портрет Хрущовой и Хованской

Портрет Екатерины II в храме богини Фемиды

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………