Главная » Русская живопись, Художники » Ларионов Михаил Федорович

Ларионов Михаил Федорович

Михаил ЛарионовМихаил Ларионов был сыном доктора медицины, военного фармацевта. Он родился в Тирасполе, но с двенадцати лет жил в Москве, в Замоскворечье.

Его учителями были И. Левитан, К. Коровин, В. Серов.

В период обучения в училище Ларионов познакомился со своей будущей супругой Натальей Гончаровой. Эти художники связали не только свою жизнь, но и свои творческие искания. Вместе с женой Ларионов принимает участие в различных выставках. В 1906 году Дягилев приглашает художника принять участие в парижском Осеннем салоне. В это время его особенно увлекает постимпрессионизм. Однако в 1907 году Ларионов постепенно переходит к примитивизму и народному искусству.

В юные годы он испытал   влияние   искусства М.В. Нестерова, В.Э. Борисова-Мусатова и П.В. Кузнецова, в более поздние годы увлекся творчеством «барбизонцев» и Анри Тулуз-Лотрека.

На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии.

Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как «Розовый куст», «Сад», «Рыбы при закате» (все 1904). Эти и им подобные произведения пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, «Мира искусства», на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже.

Примитивизм Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях.

В 1910-х годах Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников, в 1913 году подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники и т. п., многие — из коллекции Ларионова; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков.

Он принимает активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 г. состоялся диспут на тему «Восток, национальность и Запад», предшествовавший открытию выставки «Мишень». На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою «восточную» ориентацию. На выставке «Мишень», где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из незавершенного цикла «Венеры» и четыре холста «Времена года» (1912), которые были расценены критиками как вызов.

Началась Первая мировая война, и художник был мобилизован на фронт. Ларионов воевал в чине прапорщика, получил тяжелую контузию в Восточной    Пруссии   и   несколько месяцев провел в госпитале. В 1915-м году он демобилизовался и вместе с Н.С. Гончаровой выехал в Швейцарию по приглашению С.П. Дягилева, а в 1918 поселился в Париже. В эмиграции искусство Ларионова не нашло отклика у публики, и на протяжении 1915—1930-х он работал в основном как сценограф, в том числе для Русского балета С.П. Дягилева. Он оформил такие постановки, как «Русские сказки» А.К. Лядова (1917), «Шут» С.С. Прокофьева (1921), «Лисица» И.Ф. Стравинского (1922). В живописи художник вернулся к предметности, писал натюрморты («ВЕСЕННИЙ БУКЕТ», 1930: «НАТЮРМОРТ С ГРУШАМИ», 1920-е), интерьеры («АТЕЛЬЕ НА УЛИЦЕ ВИСКОНТИ», 1920-е), картины по мотивам театральных спектаклей.

Картины художника М.Ларионова

 

Метки:

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………