Главная » Живопись, Описание картин, Русская живопись » Купчихи. Описание картины Кустодиева

Купчихи. Описание картины Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев

«Купчихи»

1912 год

Киевский музей русского искусства, Киев

 После 1910 года в живописи Кустодиева происходят значительные изменения. Теперь его картины развиваются по двум основным направлениям, каждое из которых отражает стремление художника синтезировать.

Первое направление — это символизм в обобщении образов, стилизация и оторванность от реальности. Второе – быто-описательство. Кустодиев рисует по памяти образ провинции; воссоздает сотни различных бытовых деталей, внешность людей, улицы и площади городов, внутреннее убранство домов.

Его картины уже нельзя назвать реалистичными. Это художественные конструкции, где реалистичная достоверность деталей подчеркивается символичностью общего замысла. Изображая купчих, Кустодиев создает своеобразный символ провинциальных городов и наделяет его всеми необходимыми атрибутами величия.

Купчихи

Преувеличивая определенные качества своих героинь, именно через преувеличение, через восторг, удивление, художник внушает зрителю представление о своеобразии народного идеала красоты. В них не имеет решающего значения сюжет или психологическая линия. Фигуры обретают символическое значение.

Первая из картин, в которых образ-тип находит свое отчетливое выражение, — это «Купчихи». Кустодиев создает образ провинциального города и его «цариц» — пышущих здоровьем и сытостью молодых купчих. Городская улица не производит впечатления натуральной — художник словно констатирует декорацию на провинциальную тему.

Изображена сценическая площадка со свойственной ей условностью: две боковые кулисы будто из фанерных перегородок и плоскостный задник. И кулисы и задник покрыты пестрой узорчатой росписью.

Здесь и крикливые рекламы, и калач над входом в булочную, и корзины с бутафорскими яблоками, и игрушечный розовый домик с зеленой крышей, и синие, со звездами церковные купола; по красочному небу плывут розовые облака.

На переднем плане картины стоят четыре монументальные купчихи в атласных переливающихся платьях. Яркий цвет их одежд своей звучностью подавляет пестроту фона. Они скорее инициируют беседу, чем действительно разговаривают между собой; смысл их присутствия сводится к демонстрации их своеобразного великолепия.

Художник смеется над аляповатыми украшениями домов, над устрашающими своими размерами и грубостью вывесками, над разряженными женщинами. Кустодиев преувеличивает до абсурдности нелепости провинциального вкуса.

Но он и любуется людьми, живущими в этом пестром, варварском мире, радуется их холеной красоте, их здоровому, естественному ощущению собственного совершенства.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………