В.А. Серов
Ида Рубинштейн
1910 год
Русский музей, Санкт-Петербург
В своеобразном произведении «Ида Рубинштейн» еще более остро, чем в других работах Серова, проявилось его стремление к предельной выразительности и типичности образа, к синтезу изобразительной формы.
Писать картину «Идой» художник начал в Париже, в необычной для такого произведения обстановке. Это был зал домашней церкви, когда-то принадлежавший монастырю Ла Шапель, украшенный цветными витражами и сводами. Этот зал служил художнику мастерской. Задумано произведение было необычно, скорее в форме плаката, нежели портрета.
Великолепной твердой линией, слитной и плавной, очерчен контур обнаженной угловатой фигуры, расположенной фронтально к зрителю, параллельно поверхности холста, чем достигается фризовость композиции, которая характерна для древних барельефов.
Длинное тонкое тело, гордо запрокинутая голова с копной черных волос позади, миндалевидные глаза, бледный профиль, полный неги и томности. Художник хотел придать максимальную заостренность изображению. Для этого Серов прибегает к упрощению формы, гротеску и стилизации.
Стараясь не оторваться от натуры, он заметно деформирует тело, делая его плоским и, по существу, бесплотным, удлиняет руки и ноги. Элемент условности содержится также в позе модели и в изобразительной манере – полу-графической
Такое решение картины определялось в первую очередь особенностями самой Иды Рубинштейн. Ее известность началась с участия в двух первых «Русских сезонах», которые организовал С.П.Дягилев в Париже в 1909—1910 гг. Ида исполняла роль Клеопатры в одноименном балете А.С.Аренского и Зобеиду в «Шехерезаде».
Посредственная актриса и танцовщица, в большей мере дилетантка, Рубинштейн обладала специфической библейской внешностью, поразительной гибкостью и грацией тела, пластикой и выразительностью жестов. Это все очень поразило Серова. Он увидел в исполнении актрисы что-то близкое к пластике древнего Востока.
Художник говорил о ней: «Просто оживший архаический барельеф». Но в тоже время он не мог не заметить в искусстве Рубинштейн рафинированности
Экспонировалась картина на выставке «Мир искусств» в 1911 году и на международной выставке в Риме. «Ида Рубинштейн» вызвала большой резонанс, породила самые противоречивые суждения.
Многие современники не сумели понять и оценить новаторского характера и художественного совершенства произведения, в котором с такой силой проникновения был запечатлен облик представительниц
Автор сочинения: Рыженко Елена