Главная » Живопись, Описание картин, Русская живопись » Ида Рубинштейн. Описание картины В.А.Серова

Ида Рубинштейн. Описание картины В.А.Серова

В.А. Серов

Ида Рубинштейн

1910 год

Русский музей, Санкт-Петербург

В своеобразном произведении «Ида Рубинштейн» еще более остро, чем в других работах Серова, проявилось его стремление к предельной выразительности и типичности образа, к синтезу изобразительной формы.

Писать картину «Идой» художник начал в Париже, в необычной для такого произведения обстановке. Это был зал домашней церкви, когда-то принадлежавший монастырю Ла Шапель, украшенный цветными витражами и сводами. Этот зал служил художнику мастерской. Задумано произведение было необычно, скорее в форме плаката, нежели портрета.

Великолепной твердой линией, слитной и плавной, очерчен контур обнаженной угловатой фигуры, расположенной фронтально к зрителю, параллельно поверхности холста, чем достигается фризовость композиции, которая характерна для древних барельефов.

Ида Рубинштейн

Длинное тонкое тело, гордо запрокинутая голова с копной черных волос позади, миндалевидные глаза, бледный профиль, полный неги и томности. Художник хотел придать максимальную заостренность изображению. Для этого Серов прибегает к упрощению формы, гротеску и стилизации.

Стараясь не оторваться от натуры, он заметно деформирует тело, делая его плоским и, по существу, бесплотным, удлиняет руки и ноги. Элемент условности содержится также в позе модели и в изобразительной манере – полу-графической, полу-живописной. Цветом переданы волосы, покрывало и прочие детали, фигура и фон лишь слегка тонированы.

Такое решение картины определялось в первую очередь особенностями самой Иды Рубинштейн. Ее известность началась с участия в двух первых «Русских сезонах», которые организовал С.П.Дягилев в Париже в 1909—1910 гг. Ида исполняла роль Клеопатры в одноименном балете А.С.Аренского и Зобеиду в «Шехерезаде».

Посредственная актриса и танцовщица, в большей мере дилетантка, Рубинштейн обладала специфической библейской внешностью, поразительной гибкостью и грацией тела, пластикой и выразительностью жестов. Это все очень поразило Серова. Он увидел в исполнении актрисы что-то близкое к пластике древнего Востока.

Художник говорил о ней: «Просто оживший архаический барельеф». Но в тоже время он не мог не заметить в искусстве Рубинштейн рафинированности, чувственности, болезненного излома. Этими чертами проникнут созданный им образ.

Экспонировалась картина на выставке «Мир искусств» в 1911 году и на международной выставке в Риме. «Ида Рубинштейн» вызвала большой резонанс, породила самые противоречивые суждения.

Многие современники не сумели понять и оценить новаторского характера и художественного совершенства произведения, в котором с такой силой проникновения был запечатлен облик представительницы декаденского искусства начала ХХ века.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………