Главная » Живопись, Описание картин, Русская живопись » И. Я. Вишняков. Портрет Сарры Элеоноры Фермор

И. Я. Вишняков. Портрет Сарры Элеоноры Фермор

И. Я. Вишняков

«Портрет Сарры Элеоноры Фермор, в замужестве графини Стенбок»

около 1750 года

«Портрет Сарры Элеоноры Фермор» — одна из лучших картин живописца и чрезвычайно чувственный детский портрет XVIII века. Сарра Элеонора — единственная дочка генерала-аншефа В.В.Фермора и его супруги Доротеи Елизаветы, рожденной Брюс.

Долгое время портреты Сарры Фермор и ее брата считались нарисованными в одно время. Однако в действительности это не так. Сарра Фермор изображена на портрете (об этом свидетельствует текст с оборотной стороны картины) в возрасте 10 лет.

В архивных источниках удалось выяснить дату ее рождения — 1740 год. Из этого следует, что портрет ее написан не позднее 1750 года и, следовательно, несколькими годами ранее, чем портрет ее брата. Впоследствии, в 1765 году, Сарра Элеонора стала женой «эстляндского ландрата» графа Якова Понтуса Стенбока.

Портрет Сарры Элеоноры Фермор

Девочка в возрасте десяти лет, изображена на картине как взрослая девушка. Она стоит в парадной позе, ее движения изящны и немного манерны, на губах легкая «светская» улыбка.

Согласно моде того времени у Сарры Фермор напудренные и завитые волосы, декольтированное бальное платье, в руке — веер. Фон подчеркивает парадную пышность портрета. Трогательным и чуть грустным контрастом этой торжественности выглядит бледное и худенькое лицо девочки, ее тоненькие руки.

Однако нервное подвижное лицо полно живости, его не правильные черты исполнены душевной игры. Эмоциональность и лиризм поддерживается цветовым решением картины — гармоничным сочетанием светло-серого, бледно-зеленого и светло-голубого тонов. Общему настроению соответствует пейзаж с его тонкими деревьями, окутанными прозрачными листьями.

Сложность позы, показанная нам легкими противоречивыми жестами, выдержана в стиле «Рококо», который господствовал при дворе императрицы Елизаветы в то время и превозносил замысловатую элегантность, манерную изысканность, изменчивое настроение и чувства.

В картинах Вишнякова можно проследить связь с традициями более ранней и условной парсуной живописи. Здесь и изображение фигуры, как плоскость, где под одеждой мы не чувствуем объемов тела, и заполнение почти всего холста, и замкнутый не глубокий объем, и отвлеченно-равномерное освещение.

Наряду с парсуной условностью портрета интересно отметить в нем тщательность и точность в передаче отдельных подробностей. Ткань платья передана настолько верно, что обратившись к современным специалистам по тканям, искусствоведы узнали, что это образец шелка, который производился в те времена в Англии по французским эскизам.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………