Главная » Живопись, Описание картин, Русская живопись, Художники » И.Шишкин. Описание картин и биография художника

И.Шишкин. Описание картин и биография художника

Краткая биография художника И.Шишкина

Русский художник Иван Иванович Шишкин известен как автор величественных полотен, повествующих о русской природе. «Лесной богатырь» написал более 600 этюдов, эскизов, гравюр, рисунков и законченных картин.

Знаменитый передвижник воспевал в своих пейзажах мощь, красоту и богатство лесов и полей России.

Картины Шишкина – это песня-рассказ о могучих корабельных рощах, богатырских дубах, исполинских замшелых елях, дебрях леса и зарослях, ручьях и широких полях.

В роще. 1869

В роще. 1869

Каждое произведение пейзажиста заставляет почувствовать дыхание леса, шум ветра, свежесть лесного ручья. Зритель вливается в картину всем своим существом.

Ощущает себя стоящим на опушке среди высоких сосен, видит рядом валуны в ручье, идет по тропинке за грибниками, подглядывает из-за деревьев за играющими медвежатами. Он поднимает глаза к небу и смотрит на грозовые облака, на жаворонка, зависшего высоко над полем, на солнечные лучи, пробивающиеся из-за туч.

Болото. Полесье. 1890

Болото. Полесье. 1890

Художник не придавал большого значения выписыванию фигур и лиц людей. Они изображены почти схематично. Главный упор во всех своих пейзажах ставился на траву и кусты, тропинки и ручьи, ветки и стволы сосен, елей и дубов.

Зеленый, коричневый, синий, желтый цвета с их многочисленными оттенками – вот основные цвета, которые применял «царь леса» при создании своих произведений.

Вид в окрестностях Петербурга. 1856

Вид в окрестностях Петербурга. 1856

Художник тщательно и безупречно отображал в своих произведениях каждую ветку, листок, камень, воду в ручье. Большое значение он придавал солнечному свету, тщательно показывал его игру на траве, на ветках деревьев, на камнях.

Кропотливо выписанная каждая травинка, камушек на дороге, летящая птица, облака в небе – все это любовно объединяется в единую картину лесной жизни того или иного участка родной природы.

Дубовая роща. 1887

Дубовая роща. 1887

Его гениальность состоит в том, что скрупулезно выписанные детали создают неповторимый образ целостности природы. Большое состоит из множества малого, а малое индивидуально. Оно не теряется в картине.

При детальном рассмотрении вдруг видишь утку, улетающую от лисицы, хотя сначала не обращаешь на нее внимания, или ласточек в стригущем полете над землей. Произведения знаменитого художника рассчитаны на долгое внимательное вглядывание в детали, чтобы полностью прочувствовать весь колорит и красоту пейзажа.

Иван Иванович Шишкин — это мастер реализма. Равного такого художника в русском искусстве нет. Его знаменитые «Рожь» (1878 г.), «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.), «Дубовая роща» (1887 г.), «Рубка леса» (1867 г.), «Корабельная роща» (1898 г.) и многие другие являются символами России и ее гордостью.

Картины и этюды И.Шишкина

Сочинение по картине И.Шишкина «Дубовая роща» 1887 г.

Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Монументальное произведение, картина-свет, картина-восторг и вдохновение.Невероятное чувство радости и оптимизма возникает при самом первом взгляде на полотно.

Мы видим настоящую русскую природу средней полосы России в ясный летний день.

Могучие дубы как огромные богатыри освещены ярким солнцем второй половины дня. Солнечный свет – это главное действующее лицо картины. Он полностью окутывает деревья, прячется и играет в листве, прыгает по веткам, горит на прибрежном песке. Светлое голубое чистое небо просвечивает через листву мощных деревьев. Облаков практически нет, лишь немного на горизонте

Дубовая роща

Дубовая роща

У зрителя складывается впечатление, что дубы застыли во время красивого плавного танца. Деревья на переднем плане слева танцуют втроем, обнимая друг друга красиво изогнутыми ветвями. Танец пары дубов справа напоминает танго. И, хотя дерево сзади уже отмирает (у него нет верхушки, и оно клонится к земле), но листья на нем зеленые и ветви мощные. Дуб в центральной части картины, а также остальные, расположенные дальше вглубь, танцуют по одному.

Складывается ощущение, что все дубы практически одного года посадки – у них одинаковый диаметр ствола и высота деревьев. Возможно, что им не меньше 100 лет. Кое-где треснула и отлетела кора, засохли ветки, но это не влияет на общее состояние лесных богатырей.

Дубовая роща (фрагмент)

Дубовая роща (фрагмент)

Усиливает монументальность картины треугольный огромный камень, лежащий на берегу около небольшой заводи.

И.И. Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография. Даже песок — видно каждую песчинку. Если кусты расположены тут да там, то лесные цветы художник вывел на ближний передний план в волновую линию, как бы подчеркивая внизу полотна красоту дубовой рощи.

Дубовая роща (фрагмент)

Дубовая роща (фрагмент)

Удивительно чистый лес. Нигде не видно упавших веток, нет высокой травы. Ощущение полного комфорта и восторженного спокойствия не покидает зрителя. Здесь полностью отсутствует любая опасность – скорее всего, нет змей, не видно муравейников. Приходи, садись или ложись под любое дерево, отдыхай на лужайке. Здесь будет комфортно всей семье и особенно детям: можно бегать, играть, не заблудишься.

Описание картины Шишкина «Дождь в дубовом лесу» 1891

Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Монументальное произведение, картина-свет, картина-восторг и вдохновение. Невероятное чувство радости и оптимизма возникает при самом первом взгляде на полотно.

Мы видим настоящую русскую природу средней полосы России в ясный летний день.

Дождь в дубовом лесу

Дождь в дубовом лесу

Могучие дубы как огромные богатыри освещены ярким солнцем второй половины дня. Солнечный свет – это главное действующее лицо картины. Он полностью окутывает деревья, прячется и играет в листве, прыгает по веткам, горит на прибрежном песке. Светлое голубое чистое небо просвечивает через листву мощных деревьев. Облаков практически нет, лишь немного на горизонте

У зрителя складывается впечатление, что дубы застыли во время красивого плавного танца. Деревья на переднем плане слева танцуют втроем, обнимая друг друга красиво изогнутыми ветвями. Танец пары дубов справа напоминает танго. И, хотя дерево сзади уже отмирает (у него нет верхушки, и оно клонится к земле), но листья на нем зеленые и ветви мощные. Дуб в центральной части картины, а также остальные, расположенные дальше вглубь, танцуют по одному.

Дождь в дубовом лесу (фрагмент)

Дождь в дубовом лесу (фрагмент)

Складывается ощущение, что все дубы практически одного года посадки – у них одинаковый диаметр ствола и высота деревьев. Возможно, что им не меньше 100 лет. Кое-где треснула и отлетела кора, засохли ветки, но это не влияет на общее состояние лесных богатырей.

Усиливает монументальность картины треугольный огромный камень, лежащий на берегу около небольшой заводи.

И.И. Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография.

Дождь в дубовом лесу (фрагмент)

Дождь в дубовом лесу (фрагмент)

Даже песок — видно каждую песчинку. Если кусты расположены тут да там, то лесные цветы художник вывел на ближний передний план в волновую линию, как бы подчеркивая внизу полотна красоту дубовой рощи.

Удивительно чистый лес. Нигде не видно упавших веток, нет высокой травы. Ощущение полного комфорта и восторженного спокойствия не покидает зрителя. Здесь полностью отсутствует любая опасность – скорее всего, нет змей, не видно муравейников. Приходи, садись или ложись под любое дерево, отдыхай на лужайке. Здесь будет комфортно всей семье и особенно детям: можно бегать, играть, не заблудишься.

Рисунки,наброски,гравюры,офорты.

Сочинение по картине Шишкина «Рожь» 1878 г.

Картина «Рожь» — одно из самых знаменитых произведений пейзажиста-классика Ивана Ивановича Шишкина. Она была написана в то время, когда художник перенес несколько страшных потерь самых близких людей. Это картина – надежда, картина-мечта о лучшем будущем.

На полотне мы видим четыре основных элемента: дорога, поле, деревья, небо. Они как бы разделены, но и слиты воедино. Но есть еще один – невидимый – это зритель. Художник намеренно располагает его в центре картины для того, чтобы максимально охватить взором все, что можно увидеть.

«Рожь» 1878 г.

«Рожь» 1878 г.

Мы стоим на полевой дороге. Наши спутники ушли далеко вперед и почти скрылись из вида. По обеим сторонам дороги бескрайнее золотое поле со спелой рожью. Тяжелые колосья клонятся к земле, некоторые уже сломались. Чувствуется легкий ветерок. Колыхание колосьев ржи передает вкусный аромат созревших зерен.

Дорога слегка заросла, но видно, что по ней недавно проезжала телега. Трава сочная, зеленая, много полевых цветов – похоже, что дождей в этот год было много, урожай предстоит богатый.

Рожь (фрагмент)

Рожь (фрагмент) — ласточки в поле

Проселочная дорога манит путника, зовет его идти далеко-далеко в светлую даль. Но предупреждает, что не все и не всегда будет безупречно – на горизонте над лесом собираются грозовые кучевые облака. И уже слышны далекие легкие раскаты грома. Поэтому у зрителя закрадывается легкая тревога. Но над головой чистое летнее небо жаркого дня.

Высоко-высоко в небе над полем вьется стая птиц. Возможно, что их спугнули приближающиеся люди в тот момент, когда они лакомились вкусными зернами ржи. А почти у самой земли прямо перед нами проносятся стрижи. Они так низко летят на дорогой, что с первого взгляда не видны. Тень под птицами указывает на то, что на картине изображен полдень.

Рожь (фрагмент)

Рожь (фрагмент)

Сосна – это главный элемент и символ творчества И.И. Шишкина. Могучие, высокие деревья, ярко освещенные солнцем, стоят как сторожа и на переднем, и на заднем плане картины. Они как бы создают связь между небом и землей – верхушки сосен устремлены в голубое небо, а стволы прячутся в густом и необъятном ржаном поле.

На мощной сосне, расположенной в правой части полотна, ветви тяжело клонятся к земле. Почти все они растут с одной стороны. По-видимому, там, где ствол оголен, дуют очень сильные ветра. Но дерево прямое, только верхушка причудливо изогнута, что придает сосне дополнительное очарование. Интересно, что почти все деревья на картине с двумя верхушками.

Чувство тревоги от надвигающейся грозы подчеркивает засохшее дерево. Оно уже погибло, но не упало. Хотя нет листвы, и большая часть ветвей упала, но сосна стоит прямо, не сгибаясь. И возникает надежда: а вдруг произойдет чудо и дерево оживет?

Звучащая панорама родного русского края на картине «Рожь» – это настоящее рукотворное чудо гения реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина.

Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» 1889 г.

Символичная во всех отношениях картина «Утро в сосновом лесу» всем знакома по разнообразным оберткам конфет «Мишка косолапый». Произведение является символом русской природы и его название, как и фамилия художника, давно уже стало нарицательным.

Раннее утро. Летний день. Солнце поднялось уже достаточно высоко и осветило верхнюю часть большинства деревьев девственно нетронутого участка леса. Чувствуется чистота и свежесть, царящие в сосновом бору. Но лес очень сухой и чистый, нигде не видно большого количества мха и лишайника, которые растут в сырости, а также нет бурелома.

Утро в сосновом лесу

Утро в сосновом лесу

На переднем плане поваленное дерево. В глаза бросаются несколько странных деталей. Присмотревшись внимательно к картине, мы видим, что отломленная часть дерева, на которой стоит медвежонок, лежит под углом к месту разлома ствола. Внизу крутой склон, нижняя часть дерева застряла между живым деревом и высоким пнем (если можно так назвать дерево без верхней части), а верхушка дерева упала не вниз под уклон, а лежит как-то сбоку, впереди растущей сосны (справа на полотне).

Достаточно неестественное положение упавшего ствола. Ветки сосны уже начали сохнуть, иголки стали коричневыми, то есть прошло много времени после трагедии, а кора чистая без омертвления и нет лишайника. Дерево достаточно крепкое, ствол его не тронут мхом, а иголки не отлетели так, как если бы дерево сначала болело, а потом бы упало. Они высохли уже после падения. Сердцевина желтого цвета, не сгнившая; корневая система у сосны мощная. Что могло случиться, чтобы такое сильное и здоровое дерево было вырвано с корнем?

Утро в сосновом лесу (фрагмент)

Утро в сосновом лесу (фрагмент)

Маленький медвежонок, мечтательно глядящий на небо, кажется легким и воздушным. Если он начнет прыгать на дереве, оно не упадет, так как основную часть поддерживает растущая сосна, а внизу ствол упирается в землю мощными ветками.

Скорее всего, это звериная тропа, на которую не вступала нога человека. Иначе медведица не привела бы сюда маленьких медвежат. На картине изображен уникальный случай – медведица с тремя медвежатами, обычно их бывает только два. Может быть, поэтому третий – мечтатель — последыш, он сильно отличается от своих мощных, тяжелых, крупных братьев.

Утро в сосновом бору (фрагмент)

Утро в сосновом бору (фрагмент)

Внизу в обрыве еще клубится туман, а здесь на переднем плане его нет. Но чувствуется прохлада. Может быть поэтому так резвятся малыши медвежата в своих толстых меховых шубках? Медвежата такие милые и пушистые, что вызывают только доброе чувство.

Мать-медведица строго охраняет своих детей. Похоже, что она заметила какую-то хищницу (может быть сову или куницу?). Она быстро развернулась и оскалилась.

Звери неразрывны с природой. Они не кажутся хищниками. Они часть русского леса.

Картина невероятно гармонична. Пейзаж настоящей русского природы показан так, что огромные деревья не вмещаются в полотно, верхушки деревьев срезаны. Но ощущение великого леса от этого становится только сильнее.

1 Комментарий

  1. Шишкин прекрасный хужожник, всегда любовался его картинами, красота неотразимая, утончённый стиль!

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………