Главная » Описание картин, Русская живопись » Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. Описание картины Н.Ге

Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. Описание картины Н.Ге

Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы

1874,  Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Следующую большую работу Ге считают его творческой неудачей. Однако «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»  имеет в основе конкретную историю и очень точно передает психологическую драму героев. Художник, работая над ней, основательно изучил мемуары Екатерины II и княгини Дашковой, а также портреты XVIII века, интерьеры, одежду и тщательно воспроизвел в своей картине множество исторических деталей.

На полотне запечатлена мимолетная ситуация, когда у гроба Императрицы Елизаветы, скрытого от зрителя за пределами холста, случайно встретились и тут же разошлись августейшие супруги император Петр III и великая княгиня Екатерина Алексеевна. Новоявленный российский государь в парадном белом мундире, так несоответствующем траурному настроению, увел за собой большую часть придворных. Но при этом на картине Ге он является фигурой третьего плана и столь простым приемом художник показывает, что роль этой личности в истории малозначительна и уже подходит к концу. Его супруга, одетая в траур, занимает центральное место композиции, какое в ближайшем будущем займет и в истории России.

Получив трон после смерти своей тетки Елизаветы, Петр III предался безудержному ликованию и самолюбованию, и был более озабочен оказанием почестей своему новому сану, нежели возданию последнего долга умершей императрице. Он редко появлялся у гроба, и то «только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымая на смех духовных лиц, и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров», — так описывает ситуацию княгиня Дашкова.

Екатерина, напротив, соблюдала строгий траур и искренне горевала: «Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих…».

Так и на картине, на первый взгляд, она выглядит одинокой и оставленной супругом и вельможами, но это обманчивое одиночество – обособленность будущего монарха, уже ставшего вне всех и над всеми. Зрителю было трудно идентифицировать изображенных исторических личностей, и, возможно, по этой причине трагическая суть полотна осталась непонятой современниками Ге. Художник условно разделил персонажей на две группы. Все те, кто изображен спиной к зрителю, уходят не только из траурного зала, но и политической жизни России. Одна из двух удаляющихся за Петром дам в черном – графиня Елизавета Романовна Воронцова, фаворитка императора, на которой тот собирался жениться, сослав свою законную супругу в монастырь. Но урожденная принцесса София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская решила повернуть ход истории в свою пользу. Ее решение стоило Петру III короны и жизни.

Вторая группа состоит из сильных политических фигур, которые сыграют важную роль в грядущем государственном перевороте. Девятнадцатилетняя княгиня Екатерина Романовна Дашкова бросает презрительный взгляд на свиту удаляющегося императора. За ней стоят опытный дипломат и сторонник конституционной монархии граф Никита Иванович Панин и граф Кирилл Григорьевич Разумовский – родной брат фаворита и тайного супруга покойной императрицы Елизаветы Петровны.

Среди челяди, следующей за императором, выделяется старик, обращенный к зрителю, но склонивший голову перед царем. Это князь Никита Юрьевич Трубецкой – знаковое лицо эпохи непрерывных дворцовых переворотов, успевший за долгую жизнь послужить восьми монархам – от Петра I до Екатерины II. И в своей картине Ге изобразил его неспроста: незначительная тщедушная фигурка выступает здесь символом грядущей перемены власти. С восторгом приветствуя Петра III, он в первые же часы переворота переметнется на сторону бунтарей и останется на новой политической арене. Трубецкой даже будет назначен маршалом на коронации Екатерины.

В этой картине Николай Ге проявил себя не просто отменным художником, великолепно изобразившим переход от дневного света к тусклому огню свеч – через темноту, но и скрупулезным исследователем, сохранившим точность исторических деталей. Например, красный цвет муаровой ленты ордена святой Екатерины, перекинутой через плечо великой княгини, говорит о подробном изучении источников. Голубую Андреевскую ленту Екатерина Алексеевна стала носить только после переворота и своего воцарения. Историческое полотно опередило эпоху своего появления почти на столетие. Мастер создал качественно новую художественную реальность, которую еще не могли воспринимать его современники. Зритель XIX века пока не дорос до понимания грядущего исторического события, показанного в незавершенной, едва зреющей стадии, — самые его зачатки, самые корни, но очень значительные, уже пустившие могучие всходы. Николай Ге в своих картинах всегда показывал причинно-следственную связь между нравственным выбором любой личности и неминуемым возмездием или вознаграждением, как случилось и в этой исторической драме августейших супругов.

Источник: http://russian-artists.org/artists/gay131.html 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………