Главная » Живопись, Описание картин, Русская живопись » Баян. Описание по картине Васнецова

Баян. Описание по картине Васнецова

В. М. Васнецов

«Баян»

1910 год

«Баян» — последняя значительная картина-панно Васнецова. Ко времени его написания художник прошел огромный творческий путь настоящего русского живописца, активного члена Товарищества передвижников. Васнецов создавал картины на редкие, никем из художников не поднятые темы, которые потом войдут в историю русского искусства, как васнецовские.

Народ, его жизнь, его помыслы — основа художественного творчества всех крупнейших мастеров передвижничества.

Творчество Васнецова не было в полной мере историчным по сюжетам, как, например, творчество Сурикова, но темы его полотен сближают их с исторической живописью, уводя в то же время зрителя и в мир фантазий — глубоко поэтический мир былины, народной легенды, сказки. И здесь, в области эпической и фольклорной поэзии, он, прежде всего, открывал народную душу.

baynvasnetsov

В работах художника 1900 -х годов стилизация под русскую старину привносила черты распространявшегося с те годы в России стиля модерн. Глубокое изучение народной старины и одновременно черты стилизаторства мы видим в произведении «Баян». Его главный герой — былинный древний поэт-песенник, имя которого упоминается в «Слове о полку Игореве».

Васнецов избрал сюжетом этого панно тризну на скифском кургане, где в присутствии князя с сыном и дружины поэт-сказитель вдохновенно поет о героическом прошлом и прославляет ратные подвиги князя. В самом истолковании сюжета объединились представления и мотивы, воспринятые художником и непосредственно из «Слова», и из «Руслана и Людмилы» Пушкина, и из «Песни о вещем Олеге».

Стараясь добросовестно реконструировать бытовую сцену далеких времен, художник использовал материалы археологических раскопок, музейные образцы одежды и утвари. Но созданные живописцем образы зритель воспринимает как былинные, поэтические, полные романтизма минувших дней.

В общем героическом построении картины есть и лирические ноты — маленький островок ромашек и хрупкие веточки осины, сгибаемые порывом ветра на склоне кургана. Однако господствует все же настроение повышенного волнения.

Оно подчеркивается и в суровой сосредоточенности лиц дружины князя, и в сумеречной настороженности простирающихся вокруг степей, и метущимися облаками близкой непогоды, и даже тревожащим взгляд зрителя силуэтом копья, как бы перечеркнувшим пополам небо.

Здесь присутствуют и моменты театральности, иллюстративности, но они не снимают общего впечатления значительности, особой торжественности величия этой своеобразной живописной оды далеким предкам, позволивши А.М. Горькому назвать картину грандиозной.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………