Главная » Арт искусство, Скульптура » Этьен Морис Фальконе — французский скульптор, автор Медного всадника

Этьен Морис Фальконе — французский скульптор, автор Медного всадника

Этьен Морис ФальконеЭтьен Морис Фальконе — родился в Париже в 1716 году, в семье столяра.
Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский»; в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.
В 1757 году Фальконе возглавил скульптурную мастерскую на Севрской мануфактуре, где создал десятки моделей для мелкой фарфоровой пластики. Его влияние на скульптуру Севра было столь велико, что современники десять лет его работы на Севре называли «периодом Фальконе в мануфактуре». Его произведения являются воплощением стиля рококо в скульптуре.
В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал. Будучи человеком начитанным и широко эрудированным, он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора. В «размышлениях о скульптуре» он писал: «Натуру живую, одушевленную, страстную — вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне». В этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма, разработанной Винкельманом.
В 1766 году судьба скульптора резко изменилась. По приглашению Екатерины II он вместе с двумя своими помощниками 12 сентября 1766 года выехал в Россию для создания памятника Петру I. Автор был рекомендован Екатерине II философом Дени Дидро и русским посланником во Франции Д. А. Голицыным.
Медный всадник.
Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Медный всадник. Этьен Морис Фальконе

Медный всадник. Этьен Морис Фальконе


Медный всадник.

Медный всадник.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины, изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.

Скульпутры Этьен Морис Фальконе.

Этьен Морис Фальконе

Этьен Морис Фальконе


Этьен Морис Фальконе

Этьен Морис Фальконе


Этьен Морис Фальконе

Этьен Морис Фальконе


Этьен Морис Фальконе

Этьен Морис Фальконе


Этьен Морис Фальконе

Этьен Морис Фальконе


Этьен Морис Фальконе

Этьен Морис Фальконе

1 Комментарий

  1. Nadin:

    Сколько раз бывала в Петербурге — всегда старалась повидать «Медного всадника». Очень впечатляет. Так же, как и другие скульптуры Фальконе. Великий был мастер!

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………