Главная » Зарубежная живопись, Описание картин, Статьи » Тайная вечеря. Фреска Леонардо да Винчи

Тайная вечеря. Фреска Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

1495—1498 годы. Монастырь Санта Мария делле Грацие, Милан. Возрождение. 

Фреска художника Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (центральный фрагмент). В 1495 году Леонардо приступил к созданию своего центрального произведения — фрески «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. После почти трех лет упорного труда роспись была открыта для обозрения, прославив имя Леонардо как величайшего художника своего времени. Но судьба этого произведения оказалась поистине трагической. Предпринятые Леонардо по его обыкновению экспериментальные работы над красками и грунтом не были удачными — красочный слой оказался недостаточно прочным, и уже в 16 веке началось разрушение фрески, которое со временем усилилось и было довершено грубыми и неумелыми реставрациями. В 1954 году фреска была очищена от более поздних наслоений, а остатки подлинной живописи выявлены и закреплены, благодаря чему можно получить общее представление о композиции и красочном решении шедевра Леонардо да Винчи. Для того же чтобы судить более определенно о ее особенностях, приходится прибегать к старым копиям и гравюрам, а также эскизам самого Леонардо и его подготовительным рисункам. Размер фрески 460 x 880 см, смешанная техника. Фреска «Тайная вечеря» художника Леонардо да Винчи — это огромных размеров композиция, занимающая целиком поперечную стену большого зала монастырской трапезной. В живописи кватроченто уже сложились определенные традиции в решении этой темы — достаточно назвать работы Андреа дель Кастаньо и Гирландайо, у которых при всех несомненных реалистических устремлениях еще сохраняются некоторые признаки догматической скованности, — в частности, они отделяют Иуду от апостолов, помещая его в одиночестве по другую сторону стола. Как и его предшественники, Леонардо да Винчи изобразил Христа и апостолов за накрытым к трапезе столом. Действие происходит в представленном во фронтальной перспективе обширном помещении, стены которого увешаны коврами. Христос помещен в центре; его фигура рисуется на фоне дверного проема в глубине композиции, сквозь который открывается вид на пейзаж с пологими гористыми склонами. Леонардо да Винчи выбрал для изображения момент, который наступил после того, как Христос произнес роковые слова: «Один из вас предаст меня». Слова эти, столь неожиданные для его учеников, поражают каждого в самое сердце. Предвещая скорую гибель их учителя, они одновременно наносят удар по их чувству доверия и взаимной солидарности, ибо в рядах их оказался предатель. Так вместо религиозного таинства Леонардо да Винчи воплотил в своей фреске драму человеческих чувств. Мудрый выбор решающего момента этой драмы позволил художнику показать каждое из действующих лиц в наиболее ярком выражении его индивидуального характера. Юный мечтательный Иоанн, помещенный по правую руку от Христа, как бы бессильно поник от полученного удара; напротив, решительный Петр, сидящий рядом с ним, хватается рукой за нож, чтобы покарать возможного предателя. Находящийся по левую руку от Христа Иаков Старший красноречивым жестом недоумения развел руки в стороны, а приподнявшийся со своего места рядом с ним юный Филипп — образ высокой душевной красоты — склоняется перед Христом в порыве самопожертвования. И как контраст с ними — низменный облик Иуды. В отличие от своих предшественников Леонардо поместил его вместе с апостолами, лишь выделив его лицо падающей на него тенью. Но в этой фреске выразительны не только лица — столь же ярко характеры участников события проявляются в их движениях, в жестах. Одни лишь движения рук выражают все оттенки чувств, начиная от бессильно лежащей на столе вверх ладонью руки Христа — в этом жесте передано чувство стоической покорности ожидающей его участи — до испуганно всплеснутых рук апостола Андрея.

Источник: http://smallbay.ru/artreness/da_vinci09.html 

Копия фрески Тайная вечеря. Леонардо да Винчи

1 Комментарий

  1. Леонардо да Винчи Гениальный художник конечно, все его произведения как буд то живут на самом деле, лучше любой фотографии. Сейчас все гадают, что он там какое то послание оставил в этой картине, мне кажется все эту чепуха, просто мировые умы пытаются наверсти очередной жути. Хотя конечно все его изобретения просто поражают, это же как нужно мыслить что бы из ни чего придумать такое, и при этом конечно можно подумать что он там нам что то оставил типо послания и зашифровал в этой картине, да у него любая картина это загадка. Очень живая, говорящая картина, таких произведений еще долго не появиться, хотя и творцов и в наше время не мало, но таких Великих конечно нет ! и очень радует что картина дожила до наших дней, могла конечно и в лучшем виде быть сейчас, но раньше много не умели, это сейчас много всяких технологий ! вообщем очень очень здорово что мы имеем возможность любоваться такими шедеврами !!!

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………