Главная » Арт искусство, Арт-БаРаХоЛкА, Статьи » Реалистичность изображения в искусстве

Реалистичность изображения в искусстве

Созерцая картины современных живописцев, работающих в жанрах сюрреализма, кубизма, поп-арта, концептуализма, постмодерна и прочих, невольно возникает вопрос нужности или избегании реалистичного изображения в искусстве.

С одной стороны, обилие фотоснимков и создание видеофильмов могут вполне компенсировать отсутствие естественных форм в живописи и архитектуре, но с другой стороны, возникший в семидесятых годах гиперреализм, подсказывает, что потребность в достоверном изображении предметов окружающей действительности является важным и неотъемлемым компонентом жизни современного человека.

Совершая ретроспективный взгляд на жанры изобразительного искусства можно наблюдать борьбу творческих идей, их воплощение и переосмысление через некоторое время.

vremy

Реалистичное изображение и избыточно реалистично сменялось гипертрофированными формами и подчеркнутыми важными элементами действительности, выпячивая их на первый план, затем приходили направления, будившие фантазию зрителя и побуждавшие дорисовывать в воображении до желанного идеального образа.

Калейдоскопом сменялись одни концепции, уступая место другим – более прогрессивным, развивая и обогащая человечество и искусство.

Первобытное искусство зачастую ассоциируется со статуэтками женщин, наскальными рисунками, украшения, а также оружие из драгоценных металлов и предметы домашней утвари.

И если фигурки женщин удивляют грубоватой техникой и излишне-неправдоподобной пышностью тела, подталкивая к мысли, что искусство находилось на низком уровне развития, то наскальные рисунки и пещер Альтамиры и Ласко поражают красочностью, реалистичностью и динамичностью сюжетов.

pervobitnoeisskusstvo
В свое время, увидев собственным глазами изображения сцен людей и животных, сделанные первобытными людьми Пабло Пикассо воскликнул, что по сравнению с этими рисунками современное искусство ничего нового не создало.

bikpervobitnoeisskustvo

Отчасти, величайший художник современности был прав, поскольку объектом изображения оставался окружающий человека мир.

Но вот объектами могли становиться разные предметы, люди и идеи. Различными были и способы передачи творцами концепций, по-разному переосмыслялись.

Без сомнения, вершина реалистичности изображения людей в скульптуре была достигнута в Древней Греции, где в середину творчества ставился человек. Тогда скульптурные творения античных мастеров были одного роста с людьми и поражали своей пропорциональностью и грациозностью.

Идеалом античности был греческий герой, имеющий совершенную физическую форму и будучи прекрасным духовно, одновременно является и образцовым гражданином мира, который мало обременен личностными переживаниями и настроениями. Люди были подобны богам, а боги, спускаясь на землю, имели человеческую внешность.

Желание мастеров быть максимально реалистичными было продиктовано тем, чтобы как можно ближе приблизиться к божественному.

Столь высокая реалистичность изображения уже невозможна в современном мире и не является целесообразной, а античный антропоцентризм был значительно переосмыслен.

skulptura

На смену Античности пришло Средневековье и вера в нескольких богов, сменилась христианством. Активно развивалась живопись, которая брала свои сюжеты из Библии.

В образах, создаваемых в это время видно, что главной задачей было передать духовный образ, образ бестелесной души. Поэтому в рисунках прослеживается линейность и плоскость, иррационально понимаемое пространство, обобщенные формы и символизм.

Изображение Мадонны сопровождалось одними символами, а Иисуса Христа – другими, а общий смысл мог стать понятным только посвященным, желающим проникнуть в смысл бытия, скрытый за тленными материальными формами.

Живопись предполагала постижение сути внутренним духовным взором, и многие вещи считались недоступными для обычного чувственного восприятия человека.

iskusstvoxristianstvo

Новый виток развития искусства связывается с Возрождением или Ренессансом. Художники этой эпохи также обрались к привычным христианским сюжетам, но переосмысливали одновременно два предыдущих периода развития искусства.

Зачастую сюжетами их фресок и картин были ветхозаветные сюжеты, Мадонна, младенец Христос и апостолы, то также и древнегреческие мифы, где олимпийский боги выглядели так же, как и библейские персонажи, и даже так же, как и обычные люди.

Обнаженное тело снова стало предметом интереса живописцев, и они рисовали его максимально приближенным к реальности, а персонажи были наделены человеческими чувствами – любви, смирения, радости и скорби – и спокойно ступали по земле.

Изображения были материальны, объемны, и совмещали идеально-воображаемое с реалистичностью. Концепция, которой они руководствовались можно охарактеризовать как переосмысленный антропоцентризм, обращение к античности и христианству, синтезирующий реализм.

renessans

На смену Ренессансу приходит барокко с его невероятным осознанием хрупкости и трагичности человеческого существования в этом мире, поисками божественного в окружающем мире и самого Бога, а также попытками отгородиться от гнетущих депрессивным мыслей при помощи всевозможных пиршеств.

Эта эпоха охвачена глубоким экономическим и социальным кризисом, продлившимся иногда более двух столетий (как, например, в Российской империи), и человеческое сознание пытается уйти от действительности, первым проявлений рационализма и подчас шокирующих открытий науки.

Идеей становится иллюзорность мира, разочарование в реальности, осознание жизни, как пути, ведущего к смерти, пробуждает взрыв чувственного начала, вкуса к жизни и наслаждения простыми радостями. Именно в этом время наиболее популярным видом искусства становятся театр и балет.

kartina

Классицизм как стиль возник практически одновременно с барокко и существовал в постоянной полемике с ним, постепенно победив и вытеснив барокко, и больше никогда не исчезал, оставаясь сводом правил, согласно которому сейчас обучаются молодые художники в школах.

Идеей классицизма была мысль, что Господь создал мир и устранился, поэтому благодаря разуму человек самостоятельно создать для себя рай на земле. Для этой эпохи характере свод правил, которых нельзя нарушать и ориентацией было выбрано Возрождение, как канон.

Мастера придавали композиции первостепенное значение, подчиняя ей выразительные средства. Объекты строятся согласно ритмическому равновесию, пространство делится на несколько планов, а главное действие обычно разыгрывается только на переднем.

iskusstvo

В девятнадцатом веке основными течениями стали романтизм, сменивший классицизм, реализм и, наконец-то, модерн.

Романтизм связан с разочарованием человечества в своих силах и противоречит по своим установкам классицизму и уделяет много внимания духовно-творческой жизни человека, его страстям и эмоциям, изображая в большинстве случаев сильные бунтарские личности и целительные одухотворенные силы природы.

Романтизм заинтересовался мистическим прошлым, сказками, легендами и мифами, пытаясь соединить человека с его корнями, воссоединить с природой.

peizag

Маятник культуры опять качнулся и реалисты начинают изображать на своих полотнах то, что раньше считалось недостойным великого искусства.

Натуралисты заглядывали в самые злачные уголки и детально их описывали. Общество, пресытившееся тематикой, сюжетами и идеями реалистичных изображений, снова переосмысляет концепцию романтизма и обращает свои взоры на модерн.

Мечтая о всеобщем царстве красоты и гармонии, художники стремятся поломать привычные границы и нормы, переосмысливают предыдущие приемы и формы, пробуют, могут ли сближаться и сливаться разные виды жанров.

realizm

Этот период развития искусства был быстротечным, но дал толчок для возникновения импрессионизма, сюрреализма, кубизма и прочих течений.

artiskusstvo

Одновременно, возникает и начинает развиваться новые вид искусства – художественное фотографирование, а в живописи возникает сначала новый реализм, а затем гиперреализм. Сделав виток, все возвращается обратно и истоками, постоянно переосмысляя и трансформируя идеи и концепции.

Необходимость реалистичного изображение в истории искусств подтверждает теорию культурного маятника – один стиль стремиться как можно глубже и достовернее изображать окружающий мир, а следующий за ним уходит в другую сторону, и когда уход от реальности становится излишне далеким на смену приходит новый стиль, опирающийся на предыдущий и почти забытый, но с другим переосмыслением.

Потребность людей в реалистичном изображении постепенно перерастает в необходимость ухода от реальности, чтобы преувеличивать значимые черты, представляя их в своей фантазии.

Автор статьи: Ирина Шастова

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………