Главная » Арт-БаРаХоЛкА, Статьи » Пастель

Пастель

Достаточно часто нам приходится слышать выражение «пастельный тон». При этом сразу понимаешь, что оно означает довольно нежные, слегка приглушенные оттенки. Но мало, кто на самом   деле знает, что такое пастель. А, если и знает, то лишь общие фразы, ничего конкретного. Массовой публике более знакома  акварель, масляная живопись, гравюра. А именно о пастели, как одном  из видов изобразительного искусства,  знают  немногие.

Видимо, одним из самых известных произведений, исполенных в технике пастели является знаменитая «Шоколадница», созданная Ж.Э.Лиотаром, и ставшая особенно популярной, благодаря рекламе. Подлинник этой картины бережно хранится в галерее Дрездена.  Именно это творение  дает возможность почувствовать то очарование и тот шарм, которые исходят от старинных пастелей. Вы мгновенно станете пленником ее манящего и завораживающего сияния. Какова же причина такого магического воздействия пастели на зрителей? Однозначно, эта причина кроется,  как в свойствах используемой краски, так и в самих особенностях техники этого вида искусства.

От самого момента происхождения и до конца 18 века пастельные краски создавались самими художниками вручную. Процесс изготовления этих красок был очень трудоемким. Обычно, пастель, представляющую собой сухие красящие мелки, изготавливали из смеси трех составных: пигмента, минерального наполнителя и связующего вещества.  Пигмент в этом составе представляет собой красящее вещество, минеральным наполнителем являлся мел, а в качестве связуемого чаще всего применяли гуммиарабику. Эту смесь увлажняли водой и доводили до состояния густой, мягкой, тестоообразной кашицы. Затем  массса прессовалась, высушивалась и разрезалась на бруски.

При рисовании пастелью немаловажное значение имеет и структура той поверхности, на которую наносится краска.  Поверхность нужна фактурная шероховатая, для того, чтобы пастель, как можно крепче зацеплялась. Пастельные штрихи , в случае нанесения их на пергамент, бумагу, картон или холст сохраняются там чисто механически. В пастели очень небольшое количество тех связующих веществ, благодаря которым краски закрепляются в грунте и связываются друг с другом. При таком раскладе частицы пигмента пребывают в свободном состоянии. Свет, отражаясь от этих частиц, рассеивается в разные стороны и тем самым придает слою краски и бархатистость, и лучистость. Параллельно этот же слой краски  приобретает какую-то еле приглушеннную матовость и ту мягкость, которая является особенностью пастели.

У пастели, как и у любой техники живописи, есть свои трудности. Дело в том, что пастель  мастера создают, как говорится на одном дыхании. Такое искусство требует необыкновенного мастерства и уверенности в себе и своих действиях. Очень сложно будет тому, кто творит, возвращаясь назад. При создании пастели такой возврат почти нереален.

Однако пастель не только одна из самых очаровывающих техник в живописи. Она также считается самой хрупкой из  всех графических техник. Это проявляется в ее необычайной чувствительности  к неосторожным прикосновениям, самым мельчайшим повреждениям. Также пастель легко осыпается и стирается. Это становится  большой проблемой при транспортировке, поэтому частая возможность  экспонирования  полотен такого вида  абсолютно исключается.

Проблема сохранения полотенпастели волновала их создателей во все времена. Ей посвящены тысячи  ученых трактатов.  Придумывались различные фиксативы. Однако, зачастую, даже самые наисовершеннейшие из них приводили к изменению первоначального тона пастели, искажению всей ее колористической гаммы  и природной бархатистости.

Со временем наилучшим способом сохранения творений из пастели от мелких механических повреждений все же стали  рамы со стеклом и окантовкой из плотнейшего картона для того, чтобы и само стекло не прикасалось к полотнам. Что же касается практики, то становится ясно, что при максимально правильной транспортировке пастель очень даже вынослива. Кроме того, важнейшей особенностью  пастели считается и то, что не смотря на  времяее создания, пастель сохраняет свой первоначальный вид, не темнеет, как, например, картины, написанные маслянными красками.

Немножко подытожим: пастель- это определенная техника живописи, рисования мягкими цветными мелками. Произведение, которое выполнено с соблюдением данной техники тоже именуют пастелью. Этим же словом называют и цветные мелки, которые применяются для создания полотен . С помощью пастели создаются и живописные, и графические полотна. Рисование пастелью  делает возможной установку самой тесной связи между материалом и художником.

Наибольшее распространение пастель получила в эпоху барокко во Франции, и представлена работами Кантена де Латура, Шардена, Эдгара  Дега. Хотелось бы вспомнить бпестящие пастельные портреты и миниатюры Розальбы Каррьеры,  и работы Лесли Харрисон.

автор статьи Надточий Людмила.

 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………