Главная » Арт-БаРаХоЛкА, Живопись, Зарубежная живопись, Статьи » От Реконкисты и до Божественного Моралеса. Испанская живопись XV – XVIII веков

От Реконкисты и до Божественного Моралеса. Испанская живопись XV – XVIII веков

Эпохи Возрождения как таковой Испания не знала. Это объясняется спецификой историчных путей государства. К концу XV столетия народ Испании завершил «реконкисту» — отвоевание испанских земель после восьмивекового арабского господства. В этой борьбе вызрело самосознание народа как единой нации и как силы, способной отстоять свою независимость. Однако если в предренессансной Италии города освобождались не только от феодального, но и от церковного гнета и церковным догмам противостояло новое, гуманистическое мировоззрение, опирающееся на возрожденную античную культуру, то в Испании религиозный фанатизм в борьбе с иноверцами закалился, окреп и укоренился в сознании масс. Поэтому к концу XV столетия, когда в Италии прокладывал себе путь реализм и в разных городских школах закладывались основы искусства Высокого Возрождения, в Испании реализм лишь еле существовал.

Испанское искусство вобрало в себя противоречивую сложность эпохи: с одной стороны – дух вольности и независимости участников «реконкисты», с другой же – воинствующая религиозность и суровые догматы церкви. Кроме того, оказали влияние на искусство Испании и черты мусульманской культуры, прихотливым узором вплетающиеся в испанскую архитектуру, скульптуру, живопись, и, наконец, новые художественные приемы, возникшие вследствие знакомства испанских художников с достижениями итальянских и нидерландских мастеров Возрождения.

Редчайшим образцом испанской живописи конца XV столетия является алтарный образ – «Вхождение Богоматери» неизвестного арагонского мастера. Композиция типично иконная – золотой, украшенный узорами фон, абсолютно прямая и симметричная фигура Мадонны в центре узкой готической доски. Мадонна втрое больше, чем ангелы и поклоняющиеся апостолы, расположенные симметрично с обеих сторон от нее. Ни единой попытки выявить объем, пространство – подчеркнутая плоскость фигур превращает их в своего рода детали узора, тем более, что в иконе вообще доминирует восточный орнамент, которым вышиты плащи Мадонны и апостолов. Но несмотря на все это, трактовка образов уже далека от средневековой бестелесности и свидетельствует об ориентированности художника в современной итальянской (фигурки ангелов) и голландской (лик Мадонны) живописи.

Могучая испанская монархия, развившаяся на международной торговле и золоте, награбленном в американских колониях, и простершая свои владения от Нидерландов до Неаполя, во второй половине XVI столетия начала чахнуть. Приток дешевого золота тормозит рынок собственных производственных сил, торговля, ремесла и сельское хозяйство деградируют из-за отсутствия внутренних экономических связей. Силы страны истощаются также захватническими войнами под знаменем католической реакции, неограниченной властью со стороны инквизиции.

В это хмурое время в испанском обществе ширится протест против церковного гнета, появляются еретические учения, исповедующие право человека обращаться непосредственно к Богу, искать у него милосердия, доброты и защиты от жестокости инквизиторов.

Выразителем таких настроений в живописи стал эстремадурец Луис де Моралес. В его картине «Святой Франциск» полуфигура святого с иллюзорной объемностью выступает на темном фоне. Тщательно воссозданные традиционные аксессуары – череп, Библия, Распятие – и трогательные подробности – «настоящие» слезы на щеках, окровавленные язвы от гвоздей на кистях рук. Типичная для Моралеса живопись в коричневато-серой гамме, с преобладанием линейного рисунка.

В биографии Моралеса многое окутано тайной неизвестности. Один из ярчайших представителей испанского маньеризма родился в предположительно в Бадахосе примерно в 1509 году. У кого именно он учился живописи – неизвестно (предполагают, что это мог быть Берругете). Сильное влияние на становление Моралеса оказали, по одним предположениям, произведения Леонардо да Винчи и Микеланджело, по другим –  художников ломбардской школы. Благодаря своей приверженности библейским сюжетам художник был прозван современниками «Божественным Моралесом».

Работы Моралеса представлены также и в Эрмитаже. Это знаменитые «Богоматерь с младенцем» и «Скорбящая Богоматерь».

 

Испанская живопись XVII столетия

В первой половине XVII столетия, когда Испания уже находилась в состоянии глубокого политического кризиса и экономического упадка, испанская культура испытала период небывалого расцвета, обусловленного общенациональным подъемом предыдущих десятилетий. В это время появляются величайшие по глубине и правдивости произведения испанской литературы и искусства.

1 Комментарий

  1. люблю старинную живопись рассматривать, хотя вообще в живописи не разбираюсь, скажите пожалуйста что значит Божественного Моралеса не когда не слышала?

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………