Главная » Арт-БаРаХоЛкА, Живопись, Зарубежная живопись, Статьи » Испанская живопись. Караваджо и Хусепе Рибера

Испанская живопись. Караваджо и Хусепе Рибера

В первой половине XVII столетия, когда Испания уже находилась в состоянии глубокого политического кризиса и экономического упадка, испанская культура испытала период небывалого расцвета, обусловленного общенациональным подъемом предыдущих десятилетий. В это время появляются величайшие по глубине и правдивости произведения испанской литературы и искусства.

Первый толчок к развитию реалистичной живописи в Испании сделал Караваджо. Именно в Испании этот бунтарь и разрушитель академических шаблонов обрел самых верных последователей. Впрочем, тут он и не казался бунтарем: в испанской живописи не было античных идеалов красоты. Евангельские персонажи в представлении испанцев никак не походили на античных богов, а были людьми из простого народа, и поэтому «вульгарные» персонажи Караваджо, которые словно попали на его полотна из толпы попрошаек, тут никого и не шокировали: они очень природно поселились в религиозной, а со временем – и в светской живописи Испании.

Первым из испанских живописцев последовал за Караваджо Хусепе Рибера. Подобно Караваджо, он находил своих святых среди простого народа и писал их с необычайной правдивостью, без малейшей идеализации и готовых схем, безжалостно высветляя морщины, набрякшие мышцы, увядшую кожу. Но не в этом главная сила Риберы. В немощных телах святых и мучеников живет огонь высоких душевных порывов, изображенных искренне и убедительно. Контрастное освещение придает эмоциям героев предельно напряженную выразительность. Впечатление от картин Риберы сильное целостное – он не столько показывает слёзы, сколько силой своего искусства вызывает их у зрителя.

Картина «Святой Иероним» была выполнена Риберой в его наиболее плодовитые 1640-е года. Высохшее тело пустынника написано широкими, энергичными мазками. Его резкие движения – природные. Глубокая трогательность старца передана без малейшей идеализации и мнимого пафоса.

Примерно в одно время со «Святым Иеронимом» был написан другой шедевр испанской живописи XVII века – «Натюрморт с мельницей для шоколада». Слева внизу стоит подпись – Хуан де Сурбаран – и дата: 1640. Группа предметов кухонного обихода выхвачена ярким боковым светом из полусумрака. Кажется, будто сами вещи излучают серебристое сияние. А между тем, они удивительно материальны: глядя на них, словно ощущаешь ладонью шероховатую округлость кувшинчика, нежную легкость чашки. Заманчивость предметов усиливается тем, что они сложно взаимодействуют: отражаются друг в друге, перекликаются линиями и формами, создают вариации сочетаний разных объемов и материалов. Сами предметы – простые, как отдельные звуки, из которых складывается неповторимая мелодия. В ней звучит благоговение художника перед красотой обыденных вещей, созданных руками человека.

Определение автора картины уже много десятилетий вызывает споры: знаменитый Франсиско де Сурбаран или его малоизвестный сын Хуан? По манере письма, по колориту, а главное, по мастерству авторство 42-летнего на тот момент Франсиско не должно было бы вызывать сомнений. Так оно и было вплоть до 1937 года, когда при фотографировании подписи в рентгеновских лучах в составе Fran (сокращение от Francisco) была замечена лишняя черточка и имя стали читать как Juan. Таким образом, выходило, что натюрморт написан двадцатилетним Хуаном, о котором известно только то, что он преждевременно умер и не оставил после себя больше ни одной картины. Эксперты, которые считали этот натюрморт шедевром, не хотели соглашаться с таким предположением и выдвинули гипотезу о графической ошибке в подписи. Но в 1955 году в собрании Лунг в Бордо был открыт еще один натюрморт – гроздь винограда на металлической тарелке – с такой же подписью и датой 1639. Выходит, что все-таки Хуан! Однако если и он, огромное влияние (а может, и вмешательство) отца является бесспорным. Тем более, что во многих прославленных картинах Франсиско на религиозные сюжеты видим скромные натюрморты: цветок, металлическое блюдо, ковшик или чашка, написанные с такими же умилением и тщательностью, как на нашем натюрморте. Не говоря уже про подписанный Франсиско де Сурбараном «Натюрморт апельсинами и лимонами» из собрания Контини Бонакосси во Флоренции.

автор статьи Сергей Стойко

 

 

1 Комментарий

  1. Испанскую школу живописи трудно перепутать, а шедевры, написанные почти четыреста лет назад и поныне остаются образцов человеческих возможностей передачи изображений. Поиск моделей среди простого люда и изображение ликов святых — практиковалось не только испанскими художниками. а вот найти самые интересные индивидумы — считается и поныне «визитной карточкой» испанских мастеров эпохи Возрождения. Насчет споров о принадлежности картин — простого обывателя сие мало интересует, хотя подлинники мне кажется обладают кроме художественного наслаждения еще и энергетическое насыщение! Спасибо за экскурс. Статья понравилась. Все толково и познавательно.

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………