Главная » Живопись, Русская живопись, Статьи, Художники » Ге Н.Н

Ге Н.Н

Николай Ге родился в 1831 году в Воронеже. Его предки – французские дворяне, бежавшие от революции в Россию в конце XVIII века. Ранее детство Ге прошло в деревне. Гимназическое образование он получил в Киеве, там же поступил на физико-математический факультет университета. Но в точных науках быстро разочаровался и продолжил обучение уже в Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1857 году работа «Саул у Аэндорской волшебницы» принесла ему большую золотую медаль и командировку в Италию.

На берегах средиземного моря Николай Ге оставался много лет. Там он путешествовал, изучал искусство и продолжал писать. Среди работ этого периода – «Смерть Виргинии», «Любовь Весталки» и «Разрушение Иерусалимского храма». Однако, работа не приносила художнику удовлетворения. Его стали посещать чувство бесцельности и бессилия собственного искусства. Ге вспоминал: «Я хотел поехать в Россию и сказать, что потому ничего не привез, что убедился в отсутствии у себя таланта художественного». Однако это настроение исчезло после посещения Сикстинской капеллы. Там он познакомился с фресками Микеланджело. Особенное впечатление произвел на него «Страшный суд» великого итальянца.

Именно эта работа разбудила в Николае Ге интерес к Евангелию, не оставлявший художника до конца жизни. Сюжеты на библейские темы стали основой его творчества и подарили художнику, как заслуженную славу, так и ярую критику. В 1861 году Ге начинает работу над картиной «Тайная вечеря», а в 1863 выставляет ее в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Картина вызвала одобрение и ажиотаж в столице. Полотно приобрел император Александр II, что только увеличило славу Ге. Но были и холодные отзывы поборников крайнего православия.

Спустя год Ге возвращается во Флоренцию. Там он пишет множество эскизов и портретов. Среди них портрет Герцена, с которым художник сблизился за границей. Но главной темой творчества остаются евангельские сюжеты. Две большие работы «Вестники Воскресения» и «Христос в Гефсиманском саду» он последовательно отправляет в Санкт-Петербург. Обе картины оказываются под запретом церковной цензуры и вызывают равнодушие публики. А фигуру Марии Магдалины в «Вестниках Воскресения» критика сравнивает с летучей мышью.

Николай Николаевич Ге (1831—1894) поступил в Академию художеств (АХ) в 1850 году, предварительно проучившись на физико-математическом факультете — год в Киевском университете и год в Петербургском. АХ он закончил в 1857 году и за картину «Саул у Аэндорской волшебницы», образцовое произведение академической живописи, получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство. За шесть лет пенсионерства Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима и средневековья. В Петербург он вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Она вызвала горячий интерес: евангельский сюжет представал в ней как реальное событие, как жестокая драма отступничества от учителя и раскола среди единомышленников. Художник явно порывал с канонами академизма, но успех его был настолько общепризнан (сам Александр II приобрел картину), что АХ пошла на компромисс, присвоив ему звание профессора исторической и портретной живописи.

На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами. В частности, написал «Портрет А. И. Герцена» (1867) — эту работу, возвращаясь в Петербург в 1870 году, Ге провез с собою тайно (имя Герцена было еще под запретом). По приезде он сразу включился в художественную, общественную и духовную жизнь столицы, стал одним из организаторов и руководителей созданного в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).

В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех: ее сюжетом опять был реальный конфликт реальных людей, у каждого из которых своя правда. Менее удачными оказались другие работы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Пушкин в селе Михайловском» (1875). Ге тяжело переживал свои неудачи. Размышляя об их причинах, он разуверился и в собственных творческих силах, и в смысле художественной деятельности вообще. В 1876 году он приобрел хутор в Черниговской губернии, переселился туда, занялся сельским хозяйством, освоил ремесло печника. Некоторое время спустя он близко познакомился с Л. Н. Толстым и сделался приверженцем его учения, которое воспринял с присущим ему максимализмом. Живопись он забросил, лишь изредка писал портреты для заработка.

Все же на рубеже 1870-х и 1880-х годов Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую цену — с тем чтобы они были доступны любому, даже неимущему. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников — Салтыкова-Щедрина, Некрасова (обе 1872), Льва Толстого (1884).

Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к исторической конкретности, которая так импонировала его зрителям. Историю Христа, особенно ее заключительную часть, художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом и неизменного торжества Зла. Неприглядностью этого торжества он старался поразить зрителя, не боясь преступить границы художественности, минуя всяческие нормы и условности. Живопись Ге приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма — течения, которое возникло позже, да и не в России.

Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина же «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное настроение. Но эту работу подвергла критике церковная цензура. Картина «"Что есть истина?". Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Суд синедриона. «Повинен смерти!»» (1892) на академическую выставку не допустил президент АХ. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант «Распятия» (1892) он уничтожил. Еще один вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире. В марте того же года художник умер на своем хуторе.

Источник: http://vtbrussia.ru/culture/gtg/ge/biography   http://www.c-cafe.ru/days/bio/1/035.php

Биография художника

Картины и этюды.  

Описание картин.

Ахиллес оплакивает Патрокла.
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Голгофа.
Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы.
Лейла и Хаджи Абрек.
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе.
Пушкин в селе Михайловском.
Распятие.
Совесть. Иуда.
Суд царя Соломона.
Тайная вечеря.
Христос в Гефсиманском саду.
Христос с учениками входит в Гефсиманский сад.
«Что есть истина?» Христос и Пилат.

Метки:

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………