Главная » Арт-БаРаХоЛкА, Живопись, Описание картин, Русская живопись, Статьи » Два портрета. Мыльников — купеческий художник

Два портрета. Мыльников — купеческий художник

Ее взгляд останавливает и сразу же берет в плен. Сияющие добротой большие карие глаза, мягкая округлость доброго лица, разлет соболиных бровей, легкая улыбка румяных губ. Настоящая русская красавица.

Первое впечатление, задержавшее у полотна, заставляет рассмотреть ее внимательнее. Да, это «купеческий портрет», каких в ХIX веке в Москве и в провинции писалось много.

Накинутая на плечи узорчатая шаль, платье неброских тонов или шелковый капот и, конечно же, со всеми драгоценностями – достоянием купеческой семьи. Любит купец свою жену или не нет, а достанет заветную шкатулку и попросит художника для всех драгоценностей найти место на портрете. И на этом портрете мерцает жемчуг, перевитый в пять рядов, тяжелая в два ряда золотая цепь на груди, серьги с крупными камнями, а головная повязка украшена массивной брошью.

Но эта выставка украшений не бросается в глаза, не раздражает свой пестротой, меркнет, уходя на второй план. Уж очень хороша женщина, изображенная на полотне. Повинуясь художнику, забываешь обо всем, и видишь только то, что его увлекло и захватило. Мастер был тонким ценителем красоты, нашел гамму красок, которая привела все в гармоничное единство, придавая красоте женщины особое сияние. Тонкая игра оттенков и цветовых переливов дарит зрителю истинное наслаждение.

Процесс создания портера был непрост. Сама красота женщины потребовала от художника напряженного творчества, помогла ему заново постичь смысл живописного ремесла, в результате чего и родилась красота живописная, получившая право на самостоятельное существование.

Красавица купчиха давно состарилась и после смерти, по прошествии многих лет, оказалась забытой всеми. А полотну суждено было жить…

Но кто же автор этого удивительного портрета и как имя той, чья красота вдохновила художника?

Николай Мыльников начинал как ремесленник, работающий в жанре «купеческого портрета». Почти все ярославское купечество прошло через мастерскую художника. На его полотнах запечатлены целые купеческие династии. Были заказы и от окрестных помещиков, чиновников, дворян. Но писал Мыльников их значительно реже. Некоторые портреты только набросаны, не прописаны, кажутся не ловкими, наивными. Другие, наоборот, свидетельствуют о хорошей художественной школе. Трудно сказать, росло ли мастерство Мыльникова от портрета к портеру или он был от природы человеком впечатлительным, зависимым от своих симпатий и антипатий. Но как бы, ни были различны его работы по исполнению, в одном они схожи: все свидетельствуют об остром уме и наблюдательности художника. В каждом лице, в каждом человеке Николай Мыльников замечает особые, только ему свойственные черты характера, стремясь запечатлеть их на полотне. Тонкой кистью рисует образ жизни того или другого купца или купчихи, манеру их поведения, даже мысли. Наверное прав Савелий Ямщиков (1938—2009 гг., историк искусствовед, российский реставратор), считавший , что «портреты Мыльникова, подобно образам драматурга А.Н.Островского, рисуют картину жизни русского купечества, рассказывают о быте русского провинциального города не менее правдиво, чем самая точная хроника».

Благодаря сотруднику Ярославского художественного музея С.Пенкину, который работая в архивах, сумел установить даты жизни художника – 1797—1842, собрал интересные данные, позволившие воссоздать биографию художника.

Сын ярославского художника Дмитрия Петровича Мыльникова, принадлежащего к мещанскому сословию, Николай Дмитриевич первоначальное художественное образование получил у отца, а также у своего дяди, иконописца Афанасия Петровича Мыльникова, имеющего к 1800 году свою мастерскую и учеников. Посещал Николай Мыльников и «Высший рисовальный класс», основанный в 1810 году при ярославской гимназии «для желающих совершенствоваться в рисовальном искусстве». Известно, что в конце 1810 года художник работал в Москве, где и познакомился с работами Боровиковского, ранними произведениями Кипренского, Тропинина, писавшими портреты уже совсем не в той манере, которая была свойственна художникам конца XVIII века.

Известно и имя красавицы купчихи. Она звалась Надеждой Ивановной Соболевой. Дата создания полотна – 30-е годы девятнадцатого века. Написал Николай Мыльников и портрет мужа красавицы, купца Ивана Семеновича Соболева.

Непростое у этого человека лицо. Непохож он на самодовольных, прижимистых купцов, которых немало встречаем в пьесах Островского. Одет в обычный кафтан, по купеческой моде острижен и бороду носит не как в столице принято, а как завещано отцами. В больших темных глазах ум и проницательность, сознание своего достоинства. Но затаилась на лице недобрая усмешка. Что это? Иные замыслы или усталость от спокойной купеческой жизни. Или…

Два портрета кисти одного художника. Но какие разные люди. Понял и подчеркнул Николай Мыльников это несходство, разность судеб, характеров. Он любуется открытостью, доброжелательностью, очарованием Надежды Ивановны. Она сама себе хозяйка, в ее доме царит мир и лад.

Печаль и боль в глазах Ивана Семеновича Соболева завуалирована напускной бравадой, пряча за собой неведомую тайну. Портрет удивителен своей строгостью и живописной лаконичностью.

Может быть, кому-то все видится иначе, по-иному представляется жизнь Соболевых. Но ведь ценность хорошего портрета в том и заключается, что он дает возможность разной трактовки и понимания.

Мыльников не был художником уровня таких мастеров, как Тропинин или Кипренский. Но его «стихийный» реализм самоучки, поражает непосредственностью и силой. Художественное чутье в умении передачи характера, его преклонение перед красотой доставляет и сегодня радость в знакомстве с его произведениями.

Автор статьи Светлана Кукуруза

 

 

1 Комментарий

  1. На мой взгляд детали автором тонко подмечены. Таким бы языком только книги и писать бы!) А вообще моё мнение конкретно Мыльникова и этих двух произведений — особенность автора -это его универсальная возможность изобразить двух обычных людей, но с кардинально разным взглядом, оттенком, почерком.

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………