Главная » Описание картин, Русская живопись, Статьи » Дуб,раздробленный молнией. Автопортрет художника М.Воробьёва

Дуб,раздробленный молнией. Автопортрет художника М.Воробьёва

Одна из самых трагических и мистических картин художника,основателя школы русского романтического пейзажа,чьё мастерство перенял и продолжил Иван Айвазовский в непревзойдённых «мелодрамах моря».

Работа не красочна,но эмоционально ярка.Обычное дерево во время грозы,поражённое молнией...а сколько боли и отчаяния скрывается за авторской кистью! Художник создал собственную биографию не в виде слов и предложений — используя холст.

Перед нами «автопортрет»,безмолвно кричащий от душевных переживаний,заставляющих увидеть мир не гармоничным и безоблачным,а непредвиденной и неподвластной человеку стихией.

Здоровенный дуб,с вековой историей существования,с пышными кронами и мощнейшими корнями абсолютно беспомощен перед какой-то ничтожной сиюминутной «небесной искоркой».

Дуб,раздробленный молнией

Мгновение — и перечёркнута судьба,малюсенькая вспышка — и нет гиганта. Аллегория человеческой жизни,в которой как бы нам не хотелось,а хозяева не мы. Неслучайно выбраны М.Воробьёвым тёмные,серые оттенки для пейзажа.На их фоне молния,олицетворяющая божественное,выглядит более фатально и устрашающе.Земное,материальное предстаёт как нечто глупое и безликое всупротив небесам.

Картина лишена художником внешнего лоска,она притягивает внутренне — буйством чувств,своеобразным бессмысленным протестом укладу мироздания,неравным вызовом Природе...и безграничным одиночеством.

Ни что вижу — то рисую,а что ощущаю — отображаю на холсте.Недаром с именем М.Воробьёва связывают появление «пейзажа-настроения».Картины манят,пленяют,завораживают,они живые,"говорящие" благодаря тому,что в них вложена душа.К подобным драматическим аллегориям художник прибегал не часто. «Дуб,раздробленный молнией» — скорее исключение,нежели правило в стиле его работ.

Призрачными сумерками и безлунными ночами он увлекался на протяжении всего творчества,но кричаще-трагический окрас приобрела лишь одна картина.

Не удивительно — смерть нежно любимого человека иначе не изобразишь,ужас заключается не в ней самой,а в нарастающем и испепеляющем чувстве полнейшего одиночества, в осознании никчёмности собственных стремлений.На какие бы высоты не лез — итог один.И чего эти высоты стоят,когда теряешь самое дорогое — любовь?

Подорвана основа бытия,на коей выстраивалась и держалась,по сути,жизнь. Как дальше?.Что делать?..Кроме смирения – ничего не остаётся.Как принять смерть? — Замкнутый круг.Ощущение безысходности.Грусть,тоска,слёзы. Ни кустарник,ни берёзка — дуб...раздроблен напополам,как и судьба художника — до и после кончины жены.

Мужчина так и не смог принять утрату до конца дней,впал в излишества,отчего впоследствии заболел и умер.Картина пропитана болью,невольно передающейся зрителю.Почти чёрно-белое изображение не ласкает взор,не вызывает радостного вос- торга и поверхностных эмоций.Цель иная — сердце другого человека,в котором автор искал поддержки и сострадания,не найденного в реальности.

Автор сочинения: Наталья Арманд

1 Комментарий

  1. олена:

    Разгул стихии, перед силой которой мы бессильны.Надо остановится и подумать о бренности бытия.

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………