Главная » Описание картин » Виктор Попков. Дожди, которых нет

Виктор Попков. Дожди, которых нет

Картина Виктора Ефимовича Попкова «Осенние дожди» считается неоконченной. И действительно, ведь на картине видно всё – деревья, которые как обычно в осенний дождь поддались резким нападкам ветра, о чём свидетельствует раздувающийся фрак человека; лестница, оканчивающаяся скамьёй, что придаёт картине несколько сюрреалистический оттенок; горы, чьи стопы омыты озером и профиль широкоплечего юнца Пушкина, словно закрывающего руками сердце от грядущей пули Дантеса. Не видно только одного дождей – их не успел дорисовать художник. Или и не собирался дорисовывать?

Виктор Попков начал свою художественную деятельность в период хрущёвской оттепели, которая хоть и дала определённую свободу выражения творческой мысли, однако не снимала полностью оков необходимости скрывать критические суждения в отношении эпохи. Кроме того, по прежнему приветствовалось отражение в искусстве жизни «простых тружеников», а не «бездельников» — поэтов, музыкантов или даже учёных. Первые картины поэта имеют символические названия, такие как «Строители Братска» или «Бригада отдыхает». Что на них изображено, можно понять, даже не глядя на сам продукт. В абсолютном контрасте здесь выступают «Осенние дожди» — последняя картина художника. Поэт стоит на входе в явно не скромных размеров дом, и при этом словесный мастер оказывается выше прочей мирской суеты.

osenniedogdi

Даже дерево одной высоты с ним и лишь мудрые тысячелетние горы превосходят его. Размеренная, созерцательная жизнь людей высшего класса и такого же качества – изображающий её на полотне не мог не вступить в конфликт с властями, проповедующими «соединение пролетариев всех стран». Так или иначе, вскоре после оформления данной работы, художник был убит. Убийца – инкассатор – позже признался, что «исполнял задание». Вот только чьё? Догадаться нетрудно. Сложней ответить на другой вопрос: где дождь?

А дождь запрещён. Ведь дождём или снегом с нами говорит небо, а прислушиваться в ту эпоху было принято к объектам, которые находятся куда ниже во всех смыслах — к скамейкам, опавшим листья и всему, что ближе к земле. Т.н. «суровый стиль», помимо изображения опытных, мудрых людей, так же отличался наличием тончайших намёков на жесткую цензуру в Советском Союзе. Сразу вспоминается легендарный порванный парус Высоцкого: «Петли дверные многим скрепят и многим поют: кто вы такие? Вас  здесь не ждут! (…) Многие лета всем, кто поёт во сне».

Однако не стоит поэту опускаться до уровня земли, дабы быть услышанным, и автор воспроизводит эту идею крайне тонко. Всмотритесь. Куда ведёт лестница? Там, где она оканчивается, всё ещё видны макушки деревьев. То есть спуститься вниз для поэта реально лишь разбившись. Гениальная метафора Попкова, скрытая в, казалось бы, довольно простой картине. И даже лавочка повёрнута к этому сумбурному лесу спиной: не стоит творческой — солнечной личности вглядываться в дребедень, которая творится среди тёмного мещанства. Ведь можно ненароком и разбиться…

Автор статьи: kein

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………