Евангелие повествует, что на третий день после своего Распятия Иисус Христос явился двум своим ученикам и этот эпизод стал невероятно популярным в изобразительном искусстве Европы.
Став свидетелями смерти своего учителя, два ученика направились из Иерусалима на запад к горам Иудеи – к поселению Эммаус. По дороге они повстречали незнакомца, который осведомился у них о причине их печали.
Удивленные неведеньем встречного, ученики поведали о драматических событиях последних дней и о распятии сына Господнего на Голгофе. Затем предлагают незнакомцу разделить с ними ужин и отправляются в ближайший трактир.
Усевшись за стол и преломив хлеб, незнакомец явил себя, и ученики узнали в нем Христа – своего недавно умершего учителя. Благословив их, сын Господний сразу же став невидимым для них.
Микеланджело Меризи де Караваджо, на то время уже известный и популярный художник, имеющий собственную мастерскую и учеников, получил заказ от банкира и римского аристократа Чириако Маттеи на полотно на этот сюжет и создал одно из самых впечатляющих полотен на этот сюжет.
Центральная фигура этого шедевра живописи эпохи Барокко – Иисус Христос – значительно отличается от того образа, который являлся каноническим. Мессия изображен с женоподобным одутловатым лицом, без бороды и гораздо младше своих лет.
Таким образом, Караваджо пытается найти объяснение почему два ученика, столь хорошо знавшие своего учителя, сначала не узнали его. Одежды Спасителя просты, но изысканны – красная рубаха и белая накидка, его левая рука занесена над только что преломленным хлебом, взор опущен на еду, а правая рука указывающим перстом направляет своих удивленных учеников.
Оба последователя Мессии представлены как пожилые мужчины в темных поношенных одеждах. Тот, что находится на полотне слева от Христа – седовласый бородатый мужчина – раскинул в изумлении руки и его поза напоминает позу распятого Спасителя.
На его груди видна раковина, что символизирует паломничество к святым местам. Второй ученик, сидящий по другую руку от Иисуса, приподнимается в кресле, выглядит ошеломленным и готовым мгновенно следовать за словом Христа.
Четвертый персонаж не упоминается в Евангелие, но тем не менее, часто изображается на полотнах – это хозяин трактира. Караваджо изобразил его молодым и безбородым мужчиной, который с удивлением смотрит на своих посетителей – он один не понимает происходящего.
Символичными являются блюда, расположенные на столе, покрытом белой скатертью. Поскольку действие происходит весной, то такие фрукты как гранаты, виноград и яблоки не могли бы находиться в это время года на столе.
Автор статьи: Ирина Шастова