Главная » Живопись, Зарубежная живопись, Описание картин » Теодор Жерико картина Плот Медузы

Теодор Жерико картина Плот Медузы

За сто лет до трагедии «Титаника», произошла история, потрясшая и ужаснувшая Европу. Французский фрегат «Медуза» потерпел крушение в районе Синегала, сев на мель в ста семидесяти километрах от берега Африки.

Спасательных лодок было недостаточно, чтобы спасти более ста шестидесяти пассажиров и членов экипажа, поэтому было решено построить большой плот. Из-за угрозы надвигающейся бури и под угрозой неминучего развала судна, сто сорок семь человек перебрались на него, а остальные, более важные персоны, включая и самого капитана, предпочли спасательные лодки фрегата.

Плот медузы

Опасаясь, что люди с плота начнут прыгать в море и перебираться на лодки, было принято решение оставить их и быстрее направиться к берегу. На плоту началась паника.

Отсутствие возможности навигации, ничтожное количество провианта, перегруженность плота людьми и грузом, надвигающийся шторм, грозящий смыть в море всех тех, кто оказался по краям наспех сооруженного плота подтолкнули людей к ужасным действиям.

После первой ночи было убито около двадцати людей, а на четвертый день осталось лишь шестьдесят семь выживших. Люди начали практиковать каннибализм, а на двенадцатый день, когда бриг «Аргуз» нашел плот, там было всего пятнадцать человек. Именно эти события и стали источником вдохновения для французского художника Теодора Жерико.

Плот медузы

Поместив сам плот и выживших на нем людей в центр композиции, Жерико избрал точку обзора сверху. Персонажей, выживших после двух недель скитаний в море, можно композиционно поделить на три группы. Слева, с краю полотна изображены обессилившие и потерявшие надежду люди.

Виднеется торс мертвеца с запрокинутой головой, далее — обезумевший от горя немолодой мужчина, бессильно положивший руку на труп своего сына. Немного правее еще два мертвеца, а один из них вот-вот соскользнет в синюю пучину океана.

В центре картины композиция меняется, а движения усиливаются. Люди, только что обессиленно лежавшие, потерявшие надежду на спасение и размышляющие над своего страшной судьбой, как будто оживают и пытливо устремляют свои затуманенные от жажды и голода взоры к далекому горизонту.

Они поднимаются и протягивают руки туда, на фоне океанской волны наконец-то появился спасительный белый парус. Последняя, третья, группа выживших как будто снова обрела силы и отчаянно подает сигнал, чтобы корабль заметил их и спас.

Кульминационным моментом всей картины является фигура темнокожего африканца, стоящего, скорее всего на бочке, единственном возвышении и как бы на своеобразном пьедестале. Молодой мужчина и изо всех сил размахивающего куском белой ткани, пытаясь привлечь внимание спасительного корабля.

Картина Жерико не была воспринята его современникам позитивно, но позже была признана и приобретела Луврским музеем.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………