Главная » Зарубежная живопись, Описание картин » Портрет Яна Сикса. Картина Рембрандта

Портрет Яна Сикса. Картина Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Яна Сикса
1654. Собрание Сикс, Амстердам.

Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Портрет Яна Сикса». Размер портрета 112 x 102 см, холст, масло. «Так я, Ян Сикс, выглядел. Я, который с самого детства почитал муз...» — написано в семейном альбоме изображённого. Ян Сикс, на 12 лет моложе Рембрандта, фабрикант (во время написания портрета уже отошедший от дел), собиратель произведений искусства и поэт, в старости (после смерти Рембрандта) — бургомистр Амстердама, был с начала 40-х годов другом художника, хотя и не продолжительно. «Сикс одолжил Рембрандту сумму денег и не получил её назад. Он передал вексель кому-то другому. В последующие годы вкус его всё больше склонялся к классике... Став домашним человеком, Сикс приспособился к тогдашней моде, чем объясняется выбор художников, портретировавших его жену (дочь доктора Тульпа), Боля и Флинка. Но, независимо от всех вопросов вкуса, кажется, что он стыдился финансовых затруднений Рембрандта. Денежный долг задевал его. Объяснялось ли это ограниченным окладом ума целомудренного бюргерства или осторожностью, с которой стремящийся сделать карьеру политик выбирал себе друзей?» (Кристофер Уайт) — эти предположения, как и другие в биографии Рембрандта остаются недоказанными.
«Своей богатой, поражающей разнообразием нюансов красочностью этот портрет представляет исключение. Пламенеюще-красный плащ, серый камзол, песочно-жёлтые перчатки вплоть до пышных рыжих волос — всё представляет собой скользящую игру красок, с блеском золота бортовки и пуговиц, завершающуюся успокаивающим тоном тёмной шляпы, которая как бы переносит красочную живость к спокойному заднему фону. Внимательная осторожность художника, а затем — внезапный бросок, основополагающая композиция, а затем — легчайшая инструментовка — они создают радостное чудо живописи» (Макс Эйслер).

Величайшим чудом в этом портрете художника Рембрандта ван Рейна является живописная глубина, проникновенность и вскрытие духовного содержания — эта нерешительность в момент выхода, этот отрешённый взгляд, эта саркастическая меланхолия, пронизывающая и познающая, это трагическое просветление (в противовес к божественно-возвышенному в библейских картинах) — они выражают глубины, заключённые не только в личности изображённого. Выражая строгую самоуверенность патрициата, классовую гордость, они ставят вопрос перед будущим и одновременно дают на него ответ. Этот портрет — смотрящее вперёд, мощное и современное открытие общественно-человеческой правды в представлении современника.

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_29.html 

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………