Портрет Яна Сикса. Картина Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Яна Сикса
1654. Собрание Сикс, Амстердам.

Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Портрет Яна Сикса». Размер портрета 112 x 102 см, холст, масло. «Так я, Ян Сикс, выглядел. Я, который с самого детства почитал муз...» — написано в семейном альбоме изображённого. Ян Сикс, на 12 лет моложе Рембрандта, фабрикант (во время написания портрета уже отошедший от дел), собиратель произведений искусства и поэт, в старости (после смерти Рембрандта) — бургомистр Амстердама, был с начала 40-х годов другом художника, хотя и не продолжительно. «Сикс одолжил Рембрандту сумму денег и не получил её назад. Он передал вексель кому-то другому. В последующие годы вкус его всё больше склонялся к классике... Став домашним человеком, Сикс приспособился к тогдашней моде, чем объясняется выбор художников, портретировавших его жену (дочь доктора Тульпа), Боля и Флинка. Но, независимо от всех вопросов вкуса, кажется, что он стыдился финансовых затруднений Рембрандта. Денежный долг задевал его. Объяснялось ли это ограниченным окладом ума целомудренного бюргерства или осторожностью, с которой стремящийся сделать карьеру политик выбирал себе друзей?» (Кристофер Уайт) — эти предположения, как и другие в биографии Рембрандта остаются недоказанными.
«Своей богатой, поражающей разнообразием нюансов красочностью этот портрет представляет исключение. Пламенеюще-красный плащ, серый камзол, песочно-жёлтые перчатки вплоть до пышных рыжих волос — всё представляет собой скользящую игру красок, с блеском золота бортовки и пуговиц, завершающуюся успокаивающим тоном тёмной шляпы, которая как бы переносит красочную живость к спокойному заднему фону. Внимательная осторожность художника, а затем — внезапный бросок, основополагающая композиция, а затем — легчайшая инструментовка — они создают радостное чудо живописи» (Макс Эйслер).

Величайшим чудом в этом портрете художника Рембрандта ван Рейна является живописная глубина, проникновенность и вскрытие духовного содержания — эта нерешительность в момент выхода, этот отрешённый взгляд, эта саркастическая меланхолия, пронизывающая и познающая, это трагическое просветление (в противовес к божественно-возвышенному в библейских картинах) — они выражают глубины, заключённые не только в личности изображённого. Выражая строгую самоуверенность патрициата, классовую гордость, они ставят вопрос перед будущим и одновременно дают на него ответ. Этот портрет — смотрящее вперёд, мощное и современное открытие общественно-человеческой правды в представлении современника.

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_29.html 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *