Главная » Зарубежная живопись, Описание картин » Портрет старухи. Сочинение по картине Рембрандта

Портрет старухи. Сочинение по картине Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старухи

1654. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Портрет старухи». Размер портрета 109 x 84 см, холст, масло. Старость в самых разнообразных вариантах всегда заново захватывала Рембрандта: как характерная реальность, как модель для библейских персонажей, как загадочный ответ на ищущие запросы искусства и, наконец, как видимое, постоянно замечаемое присутствие прожитой жизни. Этот интерес к жизни и поиск правдивости стали впоследствии главными пунктами нападения со стороны классицистической художественной критики; в 1671 году Ян де Бишоп, с явным намёком на Рембрандта, жаловался, «что в Голландии Леда и Даная изображаются в виде голой женщины с толстым, набухшим животом, с отвисшей грудью и следами подвязок на ногах»; Андрис Пельс составил в 1681 году свой упрёк художнику в стихах и называл Рембрандта «первым еретиком живописного искусства». Но в какой мере такое жизненное соединение идеального с реальным придаёт образам Рембрандта новую глубокую правдивость, доказывает оживлённая удивительным живописным богатством простота этого портрета. То, что вошло в это изображение старой женщины — её доброта, твёрдость и, несмотря на прожитые годы, внимательный взгляд — всё это выражает целую жизнь и делает прекрасными горькие слёзы ее возраста.


В качестве формирующух, чувственных элементов исповедальных портретов Рембрандта всё большую выразительную силу приобретают свет и тени, их противоречиво-подвижные и волнующие переходы. Свет, льющийся из тьмы, проявляется уже в начале творчества художника как яркая триумфирующая, не только формообразующая, но и морально-символическая сила. Но лишь в конце 40-х годов семнадцатого столетия свет в картинах Рембрандта достигает полной самостоятельности, символизируя в происходящем волнующее вторжение или преображающую действительность, мощность познания или обязывающее право высшей, часто божественной власти. В поздний период творчества художника свет превращается в магически-вневременное и тем не менее конкретное сияние, в пламенеющий отблеск, одухотворяющий всё изображённое, сплавляясь в конце концов в непостижимый жар с цветом: свет становится цветом, цвет — светом. С глубокой уверенностью, с безгранично пылающей страстью завершается для Рембрандта «трагедия умирающего, рассеянного, мелькающего, постоянно боримого вторжением тени света» (Ипполит Тэн).

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_39.html

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………