Веласкес Диего
«Портрет шута Хуана Австрийского»
1632-33 гг
музей Прадо, Мадрид
Портрет шута Хуана Австрийского написан с той легкой трепетностью и в том светлом, похожем на лепестки цветов колорите, который предвосхищает самые поздние произведения мастера. Угасают все яркие вспышки и тают тени, матовые красочные поверхности будто окрашивают своими рефлексами окутывающий их воздух.
Живопись почти акварельная, краски ложатся тонкими ровными слоями, без бравурных акцентов. Точный и выразительный рисунок мягко тает. Все сливается в несравненной симфонии, основанной на созвучии карминно-розовых тонов с серыми, переходящими в приглушенно-желт
Волнующая красота колорита и живописи усиливает правду и выразительность образа, вызывая в зрителе сложное ощущение противоречивости
Шут находится в комнате с каменным полом, на плитах которого разбросаны ядра, оружие и боевые доспехи. Справа в глубине эскизный набросок морского сражения — то ли висящий на стене холст, то ли ковер.
Это изображение рождает нелепую ассоциацию между шутом, пародирующим прославленного испанского полководца XVI века — инфанта Дона Хуана Австрийского, настоящим и историческим прошлым, участником и героем которого был Дон Хуан.
Старый шут показан в тот момент, когда он остался один и может, наконец, вернуть своему лицу настоящее человеческое выражение, не стараясь смешить окружающих. Он стоит дряхлый, больной, утомленный, в пышном красочном наряде, подчеркивающем дряблость его слабого тела и делающем еще более жалкой эту фигуру.
Это человек сломленный, привыкший к унижениям, угодливо готовый исполнять свои обязанности. Он устал, но он уже не сознает ужаса своего положения. И какое неуважение к славе своей страны со стороны тех, кто одел его в одежды победителей при Лепанто, кто сделал посмешищем имя Хуана Австрийского, покрывшего славой испанские знамена в войне против турок!
Странным представляется мнение, будто художник сам окарикатурил здесь для развлечения двора образ полководца. Печать не карикатурно-смеш
Как бы доводя до логического завершения ход своих мыслей, он показывает крайнюю неполноценность, до которой может быть доведен человек, ставший рабом и игрушкой. В картине таится и еще более глубокий смысл. Камон-Аспар называет ее самым трагическим произведением в творчестве Веласкеса, ибо она является символом крушения Испании в целом.
Автор сочинения: Рыженко Елена