Главная » Зарубежная живопись, Описание картин » Портрет шута Хуана Австрийского. Диего Веласкес

Портрет шута Хуана Австрийского. Диего Веласкес

Веласкес Диего

«Портрет шута Хуана Австрийского»

1632-33 гг

музей Прадо, Мадрид

Портрет шута Хуана Австрийского написан с той легкой трепетностью и в том светлом, похожем на лепестки цветов колорите, который предвосхищает самые поздние произведения мастера. Угасают все яркие вспышки и тают тени, матовые красочные поверхности будто окрашивают своими рефлексами окутывающий их воздух.

Живопись почти акварельная, краски ложатся тонкими ровными слоями, без бравурных акцентов. Точный и выразительный рисунок мягко тает. Все сливается в несравненной симфонии, основанной на созвучии карминно-розовых тонов с серыми, переходящими в приглушенно-желтые, и с сильными акцентами глухих черных пятен.

Волнующая красота колорита и живописи усиливает правду и выразительность образа, вызывая в зрителе сложное ощущение противоречивости, присущей реальному миру.

portretshutavelaskes

Шут находится в комнате с каменным полом, на плитах которого разбросаны ядра, оружие и боевые доспехи. Справа в глубине эскизный набросок морского сражения — то ли висящий на стене холст, то ли ковер.

Это изображение рождает нелепую ассоциацию между шутом, пародирующим прославленного испанского полководца XVI века — инфанта Дона Хуана Австрийского, настоящим и историческим прошлым, участником и героем которого был Дон Хуан.

Старый шут показан в тот момент, когда он остался один и может, наконец, вернуть своему лицу настоящее человеческое выражение, не стараясь смешить окружающих. Он стоит дряхлый, больной, утомленный, в пышном красочном наряде, подчеркивающем дряблость его слабого тела и делающем еще более жалкой эту фигуру.

Это человек сломленный, привыкший к унижениям, угодливо готовый исполнять свои обязанности. Он устал, но он уже не сознает ужаса своего положения. И какое неуважение к славе своей страны со стороны тех, кто одел его в одежды победителей при Лепанто, кто сделал посмешищем имя Хуана Австрийского, покрывшего славой испанские знамена в войне против турок!

Странным представляется мнение, будто художник сам окарикатурил здесь для развлечения двора образ полководца. Печать не карикатурно-смешного, а трагически-скорбного, горького лежит на этом портрете, как и на всей серии изображений шутов. Здесь Веласкес дает самый жалкий образ, вызывающий только сострадание.

Как бы доводя до логического завершения ход своих мыслей, он показывает крайнюю неполноценность, до которой может быть доведен человек, ставший рабом и игрушкой. В картине таится и еще более глубокий смысл. Камон-Аспар называет ее самым трагическим произведением в творчестве Веласкеса, ибо она является символом крушения Испании в целом.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………