Главная » Зарубежная живопись, Описание картин » Портрет папы Иннокентия Х. Картина Диего Веласкес

Портрет папы Иннокентия Х. Картина Диего Веласкес

Веласкес Диего
«Портрет папы Иннокентия Х»
галерея Дориа-Памфили, Рим

В 1650 году Веласкес написал портрет папы Иннокентия Х по заказу последнего. Этот портрет до сих пор считается вершиной мирового портретного искусства.

Картина представляет собой симфонию красного цвета в холодном, сияющем световом потоке. На глухом фоне винно-красного занавеса выступает более светлый матовый бархат кресла и мерцает его лепная позолота.

И из этого великолепия возникает лицо папы, вылепленное осязаемо-материально, более плотным, более слитным, чем в одежде, и все же бесконечно разнообразным слоем красной, розовой, оранжевой, желтой, коричневой красок. Легкие холодные рефлексы на его поверхности подчеркнуты голубовато-стальными тонами белого воротника, в которых чудится отблеск серо-стальных глаз папы.

Впечатление от неприятной красноты мясистого лица снято обилием еще более интенсивного красного цвета вокруг, слиянием с общей колористической симфонией. Но контраст этой красноты с холодом глаз служит яркой, неприкрашенной характеристике образа.

portretpapi

Неодолимо приковывает к себе внимание немолодое лицо с крепким, угловатым костяком, ясно ощущаемым, несмотря на то, что он покрыт плотным слоем еще не высохшей и упругой плоти. Кожа красная и лоснящаяся. Нос мясистый, тяжелый. Губы злые, поджатые.

Твердо очерченная, тяжелая нижняя челюсть, поросшая редкой растительностью, резко выступает вперед. Лоб высокий, гладкий. Руки красивые, холеные, но сильные и хищные. Все говорит о том, что этот человек жестокий, хитрый, вероломный, упорный, ни перед чем не останавливающийся для достижения своих целей, жадный к жизни, корыстный, властный, недоверчивый.

И вместе с тем это человек умный, волевой, энергичный, наделенный острым пониманием жизни, темпераментный в свои семьдесят пять лет. Серо-голубые глаза — центр композиции, самая холодная деталь в картине, контрастно выделенная ее горячей гаммой и как бы собравшая в одном фокусе холодные отблески ее света.

Глаза представляются окнами, беспощадно открытыми художником в человеческую душу помимо воли самого человека. В них отрезвляющий, едкий скепсис ума среди бурно вздымающихся, огневых волн человеческих страстей...

Веласкес показывает нам человека, явно не достойного занимать папский престол. Но у зрителя возникает мысль о том, что большинство пап не лучше Иннокентия, а отсюда вывод о лживости идеалов папства в целом.

Иннокетний Х, увидев свое изображение, сказал с усмешкой: «Слишком верно!». Однако он выставил портрет для всеобщего обозрения. Масса зрителей приходила смотреть на него, как на чудо. Художники были потрясены: одни возмущались, другие восторгались, третьи пытались копировать.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………