Главная » Зарубежная живопись, Описание картин » Портрет королевы Марии Венгерской. Описание картины Веласкеса

Портрет королевы Марии Венгерской. Описание картины Веласкеса

Веласкес Диего
«Портрет королевы Марии Венгерской»
музей Прадо, Мадрид

В конце 1630 года Веласкес по распоряжению короля отправился в Неаполь. Здесь художник должен был написать портрет сестры Филиппа IV Марии, готовившейся к отплытию из Неаполя для бракосочетания с венгерским королем Фердинандом.

Для портрета Марии Венгерской с фигурой во весь рост, который должен был иметь парадный характер, Веласкес написал с натуры только погрудное изображение. Отзывы придворных современников рисуют идеальный облик Марии как воплощение ангельской красоты, душевного совершенства и чарующей прелести, привлекавшей к ней сердца всех ее знавших.

Но в портрете Веласкеса дан иной образ, увиденный и разгаданный внимательным взглядом неподкупного реалиста. Лицо Марии лишено тех уродливых черт, которые присущи внешности ее братьев, и все-таки не очень красиво.

Длинный нос со свисающим вниз кончиком, кажется, почти касается верхней губы, и это, впечатление даже несколько преувеличено художником, сгустившим тень, падающую вниз от носа, и тем подчеркнувшим его длину.

Портрет королевы Марии Венгерской

Тяжеловатый габсбургский подбородок и сильно выступающая вперед нижняя губа очерчены жестко, они выдают упрямство, своеволие и, может быть, даже жестокость. То же чувствуется в разрезе больших глаз, в линии бровей, во взгляде холодном, недоброжелательном, как будто даже несколько хищном.

Вместе с тем в ее лице гораздо больше живости, энергии, активного волевого начала, чем в лицах Филиппа IV или инфанта Карлоса. По-настоящему красивы высокий, чистый лоб и густые, образующие пышную прическу из завитых прядей, рыжевато-золотистые волосы. Лицо написано очень тщательно невидимыми плотными мазками.

Световые блики, сверкающие в волосах, переданы мягко. Пышный дымчатый, сине-зеленоватый воротник и коричневое платье остались незаконченными, и их эскизная, широкая, сочная передача контрастирует с манерой, в которой написано лицо.

Вероятно, портрет во весь рост был написан Веласкесом уже после возвращения в Мадрид. Он не сохранился, но существуют его копии, позволяющие судить о характере оригинала.

Скованная жестким, скрывающим формы тела, закрытым до самого подбородка платьем, фигура кажется застывшей в своем чопорном, официальном высокомерии.

При иной внешности и ином характере модели картина близка к портретам жены Филиппа IV Изабеллы Бурбонской, написанным перед итальянской поездкой или сразу после нее. Они известны в вариантах, принадлежность которых кисти самого мастера или частична (в Художественно-историческом музее Вены), или вообще спорна.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Напишите, что Вы думаете по этому поводу?

………..

………